Пересадка кишечных бактерий может оказаться полезна для пациентов с травмой спинного мозга — к такому выводу пришли ученые после экспериментов на крысах. Животными наносили небольшие повреждения, а затем заставляли их проходить поведенческие тесты. Обычно после операции крысы проявляли повышенную тревожность, но после того, как им пересаживали микробиоту здоровых животных, они становились спокойнее. Вероятно, таким образом удастся снизить психологический стресс и у людей с нарушенной после травмы подвижностью. Работа опубликована в журнале PLOS One.
Решить проблему повреждений спинного мозга медицина может пока далеко не во всех случаях. Поэтому ученые ищут способы облегчить состояние пациентов, которые оказались полностью или частично обездвиженными. Часто при этом они испытывают тревожность и суицидальные настроения. Неясно, чем именно они вызваны, но в то же время известно, что на психическое здоровье и эмоции млекопитающих могут влиять изменения в составе кишечной микробиоты.
Чтобы проверить, связаны ли симбиотические бактерии с изменениями в поведении после травмы, Эмма Шмидт (Emma Schmidt) из Университета Альберты в Канаде и ее коллеги проводили на крысах операцию, имитирующую повреждения позвоночника. После этого их выпускали в лабиринт с закрытыми и открытыми коридорами, приподнятыми над поверхностью. Прооперированные крысы, хоть и сохраняли способность передвигаться, практически не выходили в открытые коридоры, в то время как животные из контрольной группы проводили в них около 13 процентов времени. Эти данные исследователи истолковали как показатель повышенной тревожности у крыс после операции.
Собирая у животных пробы стула, ученые обнаружили и изменения в составе их кишечного микробиома. Если до операции в бактериальных посевах они заметили много энтерококков, то после операции их численность снизилась, зато появилось много кишечной палочки, которой до операции практически не было (p < 0,01).
Ученые попробовали исправить ситуацию с помощью фекальной трансплантации: крысы получали пересадки бактерий от здоровых сородичей в момент операции и еще в течение двух дней после нее. По итогам эксперимента исследователи сравнили четыре группы животных: контрольную — доноры бактерий, крысы после «безвредной» операции, крысы с повреждением позвоночника без трансплантации и крысы с повреждением и трансплантацией. Их всех подвергли стандартным тестам на поведение.
Оказалось, что животные, которые получили трансплантацию, проводили в открытых рукавах приподнятого лабиринта столько же времени, сколько и здоровые крысы. В тесте с темной и светлой комнатой они проводили в светлой комнате даже больше времени, чем контрольная группа, и меньше задерживались, прежде чем в нее войти, что тоже свидетельствует о пониженной тревожности. При этом на восстановление после травмы фекальная трансплантация никак не повлияла: у животных, которые пережили операцию, размер и состояние поврежденной области не отличались.
Так исследователи косвенно подтвердили, что депрессия и повышенная тревожность после повреждений спинного мозга могут быть связаны с изменением микробного состава. Механизмы этого неясны, но авторы работы полагают, что повреждение спинномозговых нервов может, например, влиять на уровень воспаления в организме и опосредованно действовать на бактерий. Так или иначе, повреждения спинного мозга пополнили список случаев, когда фекальная трансплантация может быть полезна.
Ранее ученые выяснили, что с помощью трансплантаций микробиоты можно продлить жизнь мышам, заставить коал сменить диету и облегчить у людей синдромы расстройств аутистического спектра. Но бывают и неудачные трансплантации: летом 2019 года одна из них привела к смерти пациента.
Полина Лосева