В течение пяти лет после сделанного аборта большинство женщин не жалеют о своем решении — даже несмотря на то, что изначальный процент тех, кому решение давалось тяжело, довольно высок. Это выяснили в ходе долгосрочного исследования американские ученые: они опрашивали почти 700 женщин в течение пяти лет после сделанного аборта. Самой распространенной эмоцией, которую испытывали женщины после процедуры, оказалось облегчение, хотя со временем интенсивность каких-либо эмоций значительно снизилась, пишут ученые в Social Science & Medicine.
В большинстве развитых стран аборт разрешен, хотя у всех государств есть свои ограничения на проведение процедуры. В России, к примеру, аборты полностью разрешены и входят в систему обязательного медицинского страхования: на сроке до 12 недель женщина может прервать беременность по собственному желанию, чего, например, нельзя сделать в Великобритании.
В отличие от родов, во время которых высок риск различных осложнений, аборт полностью безопасен для женщины, особенно в первый месяц развития плода, когда прервать беременность можно медикаментозно, без хирургического вмешательства. Тем не менее, противники абортов настаивают на том, что эта процедура проводиться не должна, аргументируя это как религиозными убеждениями, так и возможным ухудшением психического состояния женщины в будущем.
Масштабные исследования, тем временем, говорят об обратном: пару лет назад ученые выяснили, что предполагавшейся взаимосвязи между сделанным абортом и риском развития депрессии не существует. Отсутствие серьезных и диагностированных психологических последствий, разумеется, не означает, что женщина о своем решении не жалеет, а сожаление может сказаться на ее состоянии негативно, причем такой эффект может сохраниться в течение нескольких лет.
Ученые под руководством Коринн Рокки (Corinne Rocca) из Калифорнийского университета в Сан-Франциско решили подробнее изучить эмоциональное состояние женщин в течение нескольких лет после сделанного аборта. Они собрали данные о 667 женщинах, которые сделали аборт в американских клиниках с 2008 по 2010 год. Все процедуры были проведены по желанию пациенток: ни у кого из женщин не наблюдалось аномального развития плода или других медицинских показаний к прерыванию беременности.
Каждая женщина предоставила демографические данные, а также информацию о психическом состоянии (наличии тревожного расстройства или депрессии) и наличии постоянного партнера — предполагаемого отца будущего ребенка. В течение пяти лет каждые полгода женщины проходили опрос о своем эмоциональном состоянии касательно аборта, а также рассказывали о том, насколько, как им кажется, решение было правильным и простым.
В течение всех пяти лет в среднем 95 процентов участниц сообщали о том, что не пожалели о решении сделать аборт, хотя около 27 процентов сообщали о том, что решиться на аборт им было тяжело, а 70 процентов беспокоились об общественном порицании. Также в течение всех пяти лет самой распространенной эмоцией по поводу проведенной процедуры женщины называли облегчение, хотя уровни всех эмоций — как негативных, так и позитивных — с течением времени вышли на плато.
Авторы работы отмечают, что результаты их исследования говорят в пользу того, что ухудшение эмоционального состояния не должно быть аргументом против проведения аборта. Судя по всему, негативные эмоции вызывает не сам факт процедуры (так как большинство женщин о ней не пожалели), а изначальные опасения.
Развитие методов медицинской диагностики сейчас позволяет определять пол эмбриона, пока прервать беременность еще можно. Во многом из-за селективных абортов (прерывания жизнедеятельности плода по половому признаку) за последние 47 лет в мире не родилось 23 миллиона девочек, что значительно сместило половой дисбаланс в сторону мальчиков.
Елизавета Ивтушок
Но не повлияла на риск аутоиммунных заболеваний
Датские ученые провели ретроспективное исследование и выяснили, что риск развития деменции увеличивается после любой инфекции в пожилом возрасте. К таким выводам они пришли, проанализировав почти полтора миллиона человек, на которых суммарно пришлось более 14 миллионов человеко-лет наблюдений. Отношение частоты случаев деменции после любой инфекции составило 1,49 и увеличивалось с ростом числа инфекций дозозависимым образом. Исследование опубликовано в JAMA Network Open. Среди врачей и ученых нет единого мнения о том, могут ли инфекции быть причинно связаны с деменцией. Результаты эпидемиологических исследований часто имеют ряд значительных ограничений: в частности, они, как правило, касаются конкретных патогенов, а большая часть из них касаются посмертного изучения тела. Однако несколько популяционных исследований все же находили связь между инфекцией и развитием деменции. Важным вопросом остается и влияние системного воспаления при инфекции на риск развития деменции. Несколько исследований находило связь между таким воспалением, аутоиммунными заболеваниями и деменцией, однако их результаты также были неоднозначными. Джанет Джанбек (Janet Janbek) из Копенгагенского университета со своей командой ретроспективно исследовала связь между инфекциями, аутоиммунными заболеваниями и частотой развития деменции на когорте из 1493896 человек старше 50 лет, за которыми наблюдали в течение 14093303 человеко-лет. За время наблюдения 677147 человек перенесли какую-либо инфекцию, а у 127721 зарегистрировали аутоиммунные заболевания в возрасте старше 50 лет. У 75543 человек диагностировали деменцию в возрасте старше 65 лет. На дату постановки диагноза деменции люди с инфекциями или аутоиммунными заболеваниями были немного старше, чем те, у кого их не было. Наиболее распространены были респираторные инфекции, за которыми следовали инфекции желудочно-кишечного тракта и инфекции мочевыводящих путей. Наиболее распространенными аутоиммунными заболеваниями были ревматоидный артрит и ревматическая полимиалгия. Отношение частот случаев деменции после любой инфекции составило 1,49 и увеличивалось дозозависимым образом с ростом числа инфекций. Пол значимо не влиял на это отношение. Наиболее высокое отношение наблюдалось в течение пяти лет после инфекции. Примечательно, что для аутоиммунных заболеваний ученые не нашли увеличение частоты их встречаемости в зависимости от переменной инфекции. Ученые пришли к выводу, что инфекция может запускать специфические процессы, которые способствуют развитию деменции, и что дело не только в общем системном воспалении. Они рассчитывают, что их работа станет основой для новых фундаментальных исследований в этой области. Похожее ученые наблюдали и ранее, причем инфекции переносились в более молодом возрасте. Статистики заметили, что риск болезней Альцгеймера и Паркинсона оказался связан с острыми инфекциями, которые люди переносили до 20 лет назад.