Американская компания Bell Helicopter обновила концепцию городского конвертоплана, представленную в прошлом году. Летательный аппарат будет оснащен четырьмя вентиляторами вместо шести и станет электрическим. Версия с гибридной силовой установкой будет разработана позже, сообщает Flight Global.
В последние годы сразу несколько компаний начали разработку небольших летательных аппаратов с прицелом на пассажирские перевозки в городской среде. Одна из самых заметных программ в этом сегменте — Uber Elevate, которая посвящена разработке четырехместного электрического аэротакси. В программе участвуют несколько компаний, в том числе и Bell Helicopter.
Однако Bell также работает и над собственным городским летательным аппаратом Nexus, концепцию которого представила в прошлом году. Представленная на CES 2019 концепция предусматривала разработку пятиместного конвертоплана с шестью вентиляторами и гибридной силовой установкой на базе газотурбинного двигателя французской компании Safran.
С тех пор Bell изменила концепцию и на CES 2020 представила перспективный конвертоплан Nexus 4EX с четырьмя вентиляторами — уменьшение количества роторов поможет летательному аппарату быть более энергоэффективным. Кроме того, конвертоплан теперь будет электрическим, поскольку в городских условиях не так критична дальность полета. Впрочем, Bell также планирует в будущем разработать и версию с гибридной силовой установкой.
Nexus 4EX будет четырех- или пятиместным и сможет летать на расстояние до 97 километров (52 морские мили), в то время как гибридная версия сможет преодолеть примерно 240 километров. Конвертоплан сможет развивать скорость до 241 километра в час (130 узлов), максимальная взлетная масса аппарата составит 3200 килограмм.
Bell предполагает, что в конвертоплан будет находиться в воздухе около двух тысяч часов в год, а среднее расстояние одного полета в городских условиях составит от 24 до 40 километров. При этом для комфорта жителей города Nexus 4EX планируется сделать примерно на 15 децибел тише, чем современные вертолеты.
Изначально Nexus 4EX проектируется как пилотируемый конвертоплан, но в дальнейшем Bell планирует разработать и беспилотную версию, хотя на борту при этом все равно будет находиться пилот.
На CES 2020 был представлен и другой городской летательный аппарат — S-A1 от Hyundai, разрабатываемый в рамках программы Uber Elevate. Летательный аппарат сможет развивать скорость до 290 километров и будет перевозить четырех пассажиров на расстояние до 100 километров.
Николай Воронцов
С гибридной силовой установкой и продолжительностью полета более двух часов
Французская компания Zapata разрабатывает персональный летательный аппарат вертикального взлета и посадки под названием Airscooter. Аппарат массой 115 килограммов, рассчитанный на одного человека, будет оснащаться двенадцатью воздушными винтами и гибридной силовой установкой. Airscooter будет способен поднимать груз до 120 килограмм, развивать максимальную скорость 100 километров в час и летать на протяжении более двух часов, сообщает издание New Atlas. При поддержке Angie — первого российского веб-сервера Компания Zapata, основанная изобретателем Фрэнки Запатой (Franky Zapata), занимается разработкой персональных летательных средств уже больше десяти лет. В списке изобретеней Запаты, например, значатся водяной и воздушный ховерборды Flyboard, а также одноместный летательный аппарат JetRacer, представленный в 2022 году. Его конструкция напоминает квадрокоптер, у которого роль роторов выполняют десять компактных турбореактивных двигателей, разгоняющих аппарат до 200 километров в час. Новая разработка Zapata под названием Airscooter тоже относится к классу персональных летательных аппаратов. Внешне корпус одноместного Airscooter напоминает яйцо на трех опорах, сверху которого находится рама, состоящая из восьми лучей, на ней размещаются двенадцать роторов. Два задних луча соединяются спойлером. Четыре больших ротора, установленные на концах лучей, расположенных вдоль и перпендикулярно оси аппарата, судя по опубликованным изображениям и видео, вращаются с помощью гибридного привода. Другие восемь винтов меньшего диаметра располагаются парами на оставшихся четырех лучах рамы и имеют полностью электрический привод. https://www.youtube.com/watch?v=v_hPFbpA_ts Точное предназначение всех двенадцати воздушных винтов пока не раскрывается, однако можно предположить, что восемь малых пропеллеров будут намного быстрее реагировать на управляющие сигналы, поэтому скорее всего они будут использоваться для управления и балансировки устройства в полете, в то время как большие винты будут создавать основную тягу. Согласно опубликованным на сайте компании характеристикам, Airscooter будет способен разгоняться до скорости 100 километров в час и поднимать в воздух до 120 килограмм. Благодаря гибридной силовой установке продолжительность полета воздушного скутера на одной заправке бака объемом 18,9 литра составит более двух часов, что выгодно отличает его от чисто электрических летательных аппаратов с вертикальным взлетом и посадкой. Еще одним преимуществом станет масса Airscooter, которая составляет всего лишь 115 килограмм. Из-за этого, например, в США Airscooter квалифицируется как ультралегкий самолет, для управления которым не нужна лицензия пилота. Компания утверждает, что управление воздушным судном будет такое же простое как управление дроном благодаря автоматизации и множеству датчиков безопасности. Информации о стоимости аппарата и сроках его готовности на данный момент нет. На сегодняшний день множество компаний разрабатывают гибридные и полностью электрические летательные аппараты, которые вскоре должны стать частью новой отрасли аэротакси. Однако степень безопасности используемых в них технологий в полной мере еще не изучен. Недавно, к примеру, во время испытательного полета произошло крушение прототипа аэротакси VX4 британской компании Vertical Aerospace, что может негативно отразиться на сроках сертификации.