Астрофизики представили результаты анализа данных, собранных солнечным зондом «Паркер», который подлетел к звезде ближе, чем любой другой аппарат. В серии статей, опубликованных в журнале Nature, ученые рассказали о природе истекающего с экватора светила медленного солнечного ветра, механизмах ускорения протонов и электронов, нашли ранее не наблюдавшиеся структуры в плазме короны и взаимосвязи вращения Солнца со сверхзвуковыми потоками частиц.
Несмотря на высокую яркость и относительно близкое расположение, многие аспекты физики Солнца остаются неясны. К основным нерешенным проблемам можно отнести механизм разогрева короны и природу циклов активности, но помимо них существует большое количество более частных вопросов, на которые ученые пока не знают ответа.
Многое неизвестно о солнечном ветре — испускаемом звездой потоке частиц. Например, наблюдения показывают, что движение этого вещества в какой-то момент становится сверхзвуковым, но покидает корону звезды оно с меньшей скоростью. Следовательно, должен существовать процесс, ускоряющий этот поток уже на отдалении от Солнца. Вместе с тем, достигая Земли, солнечный ветер уже оказывается перемешанным и достаточно однородным, из-за чего узнать детали о его ускорении сложно.
Для исследования этих и многих других вопросов физики Солнца был запущен аппарат «Паркер». Этот аппарат постепенно замедляется и переходит на все более близкие к светилу орбиты. Он уже совершил три близких пролета мимо звезды, которые стали рекордными сближениями для любого созданного человеком аппарата — 0,16 и 0,24 астрономических единиц (36 и 54 солнечных радиуса, соответственно). В серии новых работ ученые представили результат обработки первых полученных данных.
Одним из неожиданных открытий стало обнаружение смены направления магнитных силовых линий. Более того, подобные резкие развороты поля, которые заметно влияют на движение заряженных частиц солнечного ветра, оказались обычным делом для области внутри орбиты Меркурия. Их размер относительно невелик: инструменты зонда фиксировали инверсию на протяжении секунд или минут, но подобного не фиксировалось на больших отдалениях от звезды.
В другой работе опубликованы убедительные данные, подтверждающие теорию о связи вращения Солнца с солнечным ветром. На расстоянии Земли этот поток движется с высокой точностью радиально, но вблизи звезды он тесно связан с вращением источника. Однако оказалось, что тангенциальная составляющая скорости ветра вблизи светила больше ожидаемой, а также быстрее предсказаний превращается в однородный удаляющийся от звезды поток.
«Паркер» также позволил получить первые указания на уменьшение размеров частиц межпланетной пыли вблизи звезды. Теоретики предсказывали этот эффект еще около века назад, но проверить его не представлялось возможным. Экстраполяция полученных данных показывает, что примерно на 6 радиусах Солнца должна начинаться полностью лишенная пыли область. Пока она недоступна непосредственному наблюдению зонда, но это должно стать возможным примерно через год, когда аппарат будет подходить существенно ближе к звезде. Попадающие в эту часть системы твердые частицы должны полностью уничтожаться излучением и уноситься прочь, становясь частью солнечного ветра.
Близкое расстояние позволило «Паркеру» увидеть ряд феноменов, которые слишком малы или недостаточно ярки для наблюдения с Земли. В частности, удалось выделить два типа небольших вспышек: известные ранее и связанные с магнитными жгутами, а также лишь предсказанные, сопряженные с магнитными островами плазмы. Также удалось выделить новый класс ускоряющих частицы процессов. Ученые знали о двух: один, более резкий, действует преимущественно на электроны, а второй, постепенный, ускоряет протоны. Новый тип событий по свойствам оказался промежуточным, при этом порождая особенно много быстрых ионов тяжелых элементов.
Ранее «Паркер» показал движение солнечного ветра. Подробнее о целях этой уникальной миссии и загадках Солнца читайте в нашем материале «Навстречу солнечному ветру».
Это связано с ускорением вращения Марса вокруг своей оси
Планетологи оценили скорость уменьшения продолжительности марсианских суток, которая составила долю миллисекунды в год и вызвана ускорением вращения планеты, а также уточнили размеры ядра Марса. Это удалось сделать благодаря радиоэксперименту RISE, проводившемуся при помощи марсианской автоматической станции InSight. Статья опубликована в журнале Nature. InSight стала первой внеземной геофизической исследовательской станцией, которая проработала на Марсе чуть больше четырех лет, исследуя его сейсмическую активность и внутреннее строение. Одним из основных научных инструментов аппарата стал эксперимент RISE (Rotation and Interior Structure Experiment), в рамках которого отслеживался доплеровский сдвиг в частоте радиосигналов, передаваемых с наземных станций на InSight и обратно. Благодаря ему можно оценить скорости прецессии и нутации оси вращения планеты, которые связаны с параметрами марсианских ядра и мантии. Группа планетологов во главе с Себастьяном Ле Мейстром (Sébastien Le Maistre) из Королевской обсерватории Бельгии опубликовала результаты анализа данных, собранных RISE за 30 месяцев наблюдений для определения свойств ядра и мантии Марса. Ученые также использовали архивные данные спускаемого аппарата «Викинг-1». Исследователи уточнили радиус ядра Марса, который теперь составляет 1835±55 километров, в предположении, что ядро является конвективным и жидким сплавом железа и серы, а мантия твердая. Это хорошо согласуется с предыдущими оценками и требует большого содержания легких элементов. Ученые предполагают, что у Марса все же нет внутреннего твердого ядра. Наиболее совместимый с данными RISE модельный состав ядра включает в себя 2,5 массовых процентов кислорода, 15 массовых процентов серы, 1,5 массовых процентов углерода и один массовый процент водорода. Ученые также оценили ускорение вращения планеты вокруг собственной оси, которое составляет четыре угловых миллисекунды в год за год, что соответствует уменьшению продолжительности марсианских суток на 7,6×10-4 миллисекунды в год. Это значение на три порядка больше, чем эффект от взаимодействия Марса со спутником Фобосом и Солнцем, и может быть связано с долгосрочной внутренней эволюцией Марса или с накоплением льда на полярных шапках и изменением параметров атмосферы. Ранее мы рассказывали о том, как InSight составил детальную схему подповерхностных слоев Марса.