Зонд «Паркер» отправился к Солнцу

Аппарат NASA для изучения Солнца — зонд «Паркер» (Parker Solar Probe) — успешно запущен с космодрома на мысе Канаверал. Трансляция подготовки к запуску велась на сайте Национального аэрокосмического агенства (NASA).

Зонд вывела на траекторию межпланетного перелета тяжелая ракета Delta IV Heavy, которая способна выводить на низкую околоземную орбиту более 28 тонн, но в этот раз ее грузом был аппаратом массой 635 килограммов. Первая попытка запуска была предпринята в субботу, но старт был отменен в последнюю минуту из сбоя датчиков давления гелия в системе наддува топливных баков. В воскресенье запуск прошел без сбоев: примерно через 40 минут после старта зонд отделился от последней ступени носителя и твердотопливного разгонного блока и отправился в самостоятельное путешествие. Представители NASA подтвердили, что связь с аппаратом установлена, его солнечные батареи успешно развернулись.

«Вчера был сложный день, но сегодня все работало практически без сбоев, как часы, и погода сотрудничала с нами», — сказал руководитель пуска Омар Баэз (Omar Baez).

Зонд «Паркер» разрабатывался с 2008 года. Он назван в честь американского астронома Юджина Паркера, который в 1958 году опубликовал статью, предсказавшую наличие солнечного ветра — потока высокэнергетичных заряженных частиц, непрерывно испускаемых Солнцем. Впоследствии его предсказания подтвердились. Кроме того, физик высказал ряд предположений о динамике солнечной плазмы и природе аномального разогрева короны, а также о процессах, идущих в гелиосфере.

Задача сближения к Солнцем намного сложнее, чем может показаться на первый взгляд. Чтобы «упасть» к Солнцу, необходимо погасить орбитальную скорость 30 километров в секунду, которую имеет Земля и все объекты на ней. Поэтому для запуска понадобилась самая мощная ракета из действующих, но даже с ней процесс сближение «Паркера» с Солнцем продлится семь лет. Аппарат сделает 24 оборота вокруг Солнца, прежде чем он приблизится к нему на минимальное расстояние.

Первый перигелий будет пройден уже 1 ноября, на расстоянии 35 солнечных радиусов (около 24 миллионов километров) от звезды, до этого, в октябре, он сделает первый гравитационный маневр у Венеры. Всего планируется семь гравитационных маневров у этой планеты, после чего аппарат сблизится с Солнцем до расстояния около 9-10 солнечных радиусов (около шести миллионов километров) — это произойдет в середине декабря 2024 года. Это в семь раз ближе, чем перигелий орбиты Меркурия, и еще ни один космический аппарат не подбирался настолько близко к Солнцу (текущий рекорд принадлежит аппарату Helios-B, который приближался к звезде на 43,5 миллиона километров). При этом зонд будет находится в экстремальных условиях, включающих нагрев и влияние заряженных частиц и излучения от звезды. Чтобы нормально функционировать вблизи Солнца, зонд оснащен теплозащитным щитом из углеродной «пены», работающим в качестве «зонта», под которым укроются все научные приборы, и системой охлаждения. Кроме того многие элементы конструкции и научных инструментов сделаны с использованием высокотемпературных материалов.

Задачами зонда станут измерения основных характеристик солнечного ветра и солнечной атмосферы вдоль своей траектории, исследования электромагнитных полей вблизи Солнца и процессов, идущих в его внешних слоях. Помимо научной аппаратуры на борту зонда находится еще один предмет. Это чип, на котором записано 1,2 миллиона имен людей, отправивших свои заявки в электронном виде, а также фотографии Юджина Паркера и копия его научной статьи за 1958 год, посвященная солнечному ветру. Подробнее о целях этой уникальной миссии и загадках Солнца читайте в нашем специальном материале «Навстречу солнечному ветру».

ISRO показало видео прилунения модуля «Чандраян-3»