В Якутии нашли самых северных зауропод

Палеонтологи из России и Германии описали зубы гигантских длинношеих динозавров-зауропод, живших в высоких географических широтах. Останки обнаружили на юго-западе Якутии, на палеошироте в 62 градуса, что делает находку самыми северными следами пребывания зауропод в мире, пишут авторы в журнале Lethaia.

Динозавры — это обширная группа рептилий, появившаяся в триасовом периоде около 240 миллионов лет назад. После триасово-юрского вымирания 201 миллион лет назад они стали доминирующими наземными позвоночными и продолжали занимать эту позицию до мел-палеогенового вымирания 65 миллионов лет назад. Это событие пережила лишь небольшая часть динозавров, которые стали предками современных птиц.

Со времен обитания динозавров положение материков отличалось от современного. Из-за этого климат был иным не только локально, так как вместе с литосферными плитами сместились и координаты точек на поверхности, но и глобально. Однако известно не так много находок нептичьих динозавров (не относящихся к предкам птиц) в высоких палеоширотах, то есть областях, находившихся во время жизни соответствующих видов относительно близко к полюсу.

Как правило, из нептичьих динозавров ближе к полюсу ученые находят останки представителей орнитоподов, стегозавров, анкилозавров, цератопсид, пахицефалозавров, а также разнообразных хищных динозавров (теропод). Реже всего в полярных регионах встречаются зауроподы — четвероногие растительноядные динозавры, к которым, в частности, относятся наиболее крупные когда-либо существовавшие наземные животные.

Ученые из России и Германии при участии Александра Аверьянова (Alexander O. Averianov) из Зоологического института РАН описали находку в якутском местонахождении Тээтэ изолированных зубов взрослых особей и детенышей зауропод из группы макронарий. Палеоширота места оценивается в 62 градуса, что делает находку самой северной для данной группы динозавров.

Ассоциация позвоночных Тээтэ включает как предположительно теплокровных животных (тероподы, зверообразные ящеры тритилодонты и древние млекопитающие), так и явно холоднокровных (саламандры, черепахи, ящерицы). Однако среди второй категории отсутствуют представители группы крокодилообразных. Такой состав указывает на умеренный климат со среднегодовой температурой существенно выше нуля, что необходимо для выживания черепах и появления потомства, но ниже 14 градусов, так как в противном случае следовало бы ожидать присутствия крокодилообразных.

Находка зуба детеныша свидетельствует, что зауроподы и другие динозавры не просто мигрировали на приполярные территории в благоприятное время (как предполагалось некоторыми предыдущими исследователями), но и размножались в этих местах и, вероятно, обитали там постоянно. Этот вывод подтверждается и сделанными в Тээтэ находками костей молодых особей стегозавров.

Также авторы отмечают, что полученные результаты нельзя считать доводом в пользу теплокровности всех динозавров, так как среди найденных в Тээтэ животных есть однозначно хладнокровные, которые, тем не менее, выживали в этой области. Следовательно, хладнокровные динозавры также, видимо, могли тут обитать.

Ранее палеонтологи показали восстановление биоразнообразия после вымирания динозавров и оценили их заботу о кладке на основе окаменевшей скорлупы яиц.

Палеонтологи приняли современное пчелиное гнездо за организм возрастом в полмиллиарда лет