Стратосферный планер Perlan 2, разработкой которого занимается компания Perlan Project, пройдет испытания полетом на потолке в 27,4 тысячи метров в 2020 году. Как пишет Aerospace America, к такому решению разработчики летательного аппарата пришли по итогам испытательных полетов, проведенных в августе-сентябре 2019 года. Испытания проходила усовершенствованная версия планера Perlan 2. Проверки летательного аппарата проводятся в Аргентине.
Рабочим потолком планера Perlan 2 определена высота в 90 тысяч футов, или около 27,4 тысячи метров. Испытания полетом на этой высоте стратосферный планер еще не проходил. Когда это случится, аппарат установит абсолютный рекорд высоты горизонтального полета летательных аппаратов с жестким крылом. Действующий рекорд был установлен самолетом-разведчиком SR-71 Blackbird в 1976 году. Он составляет 25,9 тысячи метров.
Компания Perlan Project, финансируемая европейским авиастроительным концерном Airbus, разрабатывает планер Perlan 2 специально для полетов в стратосфере. Его планируется использовать для исследования полярного вихря и его влияния на погоду по всему земному шару. Кроме того, в ходе исследовательских полетов планируется собрать данные, которые затем могут быть использованы для проектирования летательных аппаратов тяжелее воздуха для полетов в атмосфере Марса.
Perlan 2 оснащен герметизированной и утепленной кабиной пилота. Аппарат имеет крыло размахом 25,6 метра и фюзеляж длиной чуть больше 10 метров. Масса пустого усовершенствованного планера составляет 680 килограммов, а максимальная взлетная масса — 907 килограммов. Планер оснащен двухместной кабиной пилотов, в которой летчики могут находиться без специальных костюмов, но с дыхательными масками, подключенными к ребризерам.
Взлет планера Perlan 2 производится с помощью высотного турбовинтового самолета-разведчика Grob G520. Этот самолет поднимает планер на высоту 12 тысяч метров, после чего Perlan 2 отцепляется и продолжает полет самостоятельно. К настоящему времени планер уже установил несколько рекордов. В частности, он стал самым высотным дозвуковым аппаратом в мире, а также установил рекорд высоты полета среди немоторизованных летательных аппаратов.
Изначально разработчики планировали, что Perlan 2 совершит первый полет на высоте 27,4 тысячи метров до конца 2019 года. Однако позднее было принято решение перенести эти испытания на 2020 год. По словам главного конструктора проекта Perlan 2 Моргана Сандеркока, испытания изменений, внесенных в конструкцию планера по итогам испытательной программы 2018 года, прошли практически полностью успешно.
Василий Сычёв
Прототип получил сертификат летной годности и готовится к первому полету
Американская компания Boom Supersonic приступила к рулежным испытаниям технологического демонстратора сверхзвукового пассажирского самолета XB-1, который готовится совершить первый полет с аэродрома аэрокосмического центра в пустыне Мохаве. Компания также сообщила, что прототип XB-1 недавно получил сертификат летной годности от Федерального управления гражданской авиации США, разрешающий проведение испытательных полетов. При поддержке Angie — первого российского веб-сервера Американская компания Boom Supersonic занимается разработкой экспериментального самолета-демонстратора XB-1 «Baby Boom» с начала 2010-х. С его помощью она собирается испытать ряд технологий, которые затем будут применены в сверхзвуковом пассажирском самолете Overture, рассчитанном на перевозку от 65 до 80 пассажиров с крейсерской скоростью 1,7 Маха на расстояние до 7870 километров. XB-1 представляет собой уменьшенную версию пассажирского самолета с двухместной кабиной в масштабе одной трети от размеров Overture. Размах оживального крыла XB-1 составляет 5,2 метра, длина фюзеляжа — 21,6 метра, взлетная масса прототипа — около шести тонн. В конструкции самолета широко используются композитные материалы, а также титан. Расположенные в хвостовой части три двигателя General Electric J85-15 работают на синтетическом топливе и выдают суммарную тягу около 55 килоньютон. Они должны разгонять «Baby Boom» до крейсерской скорости 2,2 Маха. Выкатка полностью собранного прототипа состоялась в 2020 году, а в 2022 начались испытания двигателей. Затем XB-1 перевезли из ангара компании в городе Сентенниал, расположенном в штате Колорадо, в аэрокосмический центр в пустыне Мохаве в штате Калифорния. С момента прибытия в Мохаве самолет начал проходить программу наземных испытаний. В нее включены испытания на рулежных дорожках, которые начались на прошлой неделе. Во время рулежных испытаний XB-1 разгоняется с помощью собственных двигателей, набирает определенную скорость, но не отрывается от земли. Также компания сообщила, что прототип XB-1 недавно получил сертификат летной годности в экспериментальной категории от Федерального управления гражданской авиации США, разрешающий испытательные полеты прототипа. https://www.youtube.com/watch?v=Hg9pHnQ4zTs Первый полет XB-1 должен состояться после завершения всех наземных испытаний. Летчики-испытатели Билл Шумейкер и Тристан Бранденбург готовятся к предстоящему полету, отрабатывая основные операции на тренажере, а также на учебно-тренировочном самолете T-38, который будет сопровождать XB-1 в его первом вылете. Успешный полет XB-1 предоставит ценные данные по различным аспектам, включая аэродинамику, воздействие звукового удара и эффективности использования синтетического топлива. Подробнее о перспективах возрождения сверхзвуковых пассажирских самолетов читайте в нашем материале «Включите сверхзвук».