Перспективный стратосферный планер Perlan 2, разрабатываемый подразделением европейского авиастроительного концерна Airbus, установил очередной рекорд высоты горизонтального полета, став самым высотным в мире пилотируемым дозвуковым летательным аппаратом. Согласно сообщению концерна, 2 сентября 2018 года планер сумел подняться на высоту 23,2 тысячи метров (76124 фута), побив рекорд горизонтального пилотируемого дозвукового полета, установленный разведывательным самолетом U-2C Dragon Lady 17 апреля 1989 года (22,5 тысячи метров).
В ходе испытательного полета Perlan 2 обновил мировой рекорд высоты полета среди немоторизованных летательных аппаратов. Предыдущий рекорд был установлен этим же планером 27 августа 2018 года и составил 18,9 тысячи метров. Абсолютный рекорд горизонтального полета пилотируемого самолета с атмосферным реактивным двигателем был установлен 28 июля 1976 года разведывательным самолетом SR-71 Blackbird и составил 25,9 тысячи метров. Рекорд же пилотируемого подъема был установлен в 2004 году ракетопланом SpaceShipOne — 112 тысяч метров.
Для того, чтобы планеры были способны подниматься на большую высоту, их планер требует существенных доработок. По мере набора высоты плотность воздуха снижается, а вместе с ней уменьшается и подъемная способность крыла. Для поддержания достаточной величины подъемной силы на крыле, его увеличивают. Кроме того, облегчается планер, чтобы улучшить аэродинамическое качество летательного аппарата. Для полетов на высоте более 4-5 тысяч метров также необходимо утепление и герметизация кабины пилота, несколько увеличивающее массу планера.
Планер Perlan 2 имеет герметизированную и утепленную кабину пилота. Во время разработки летательного аппарата инженерам удалось достичь компромисса между планирующей способностью и массой. Perlan 2 имеет крыло размахом 25,6 метра и фюзеляж длиной чуть больше 10 метров. Масса планера составляет 816 килограммов. Планер оснащен двухместной герметичной кабиной пилотов, в которой летчики могут находиться без специальных костюмов, но с дыхательными масками, подключенными к ребризерам.
Стратосферный планер рассчитан на полеты на высоте более 27 тысяч метров. Согласно заявлению разработчиков, на такую высоту планер сможет подниматься, используя стоячие атмосферные волны, которые возникают при взаимодействии восходящих горных ветров и потоков полярного вихря. Планер будет использоваться для исследования непосредственно полярного вихря и его влияния на погоду по всему земному шару. Кроме того, в ходе исследовательских полетов будут собраны данные, которые затем могут быть использованы для проектирования летательных аппаратов тяжелее воздуха для полетов в атмосфере Марса.
Василий Сычёв
Начало коммерческой эксплуатации запланировано на 2025 год
Американская компания Joby Aviation получила разрешение от Федерального управления гражданской авиацией США на проведение летных испытаний первого серийного прототипа полностью электрического аэротакси, собранного на собственной производственной линии компании в Калифорнии. После испытательных полетов прототип станет первым экземпляром аэротакси Joby Aviation, поставленным коммерческому заказчику. Их полноценное серийное производство и коммерческая эксплуатация станет возможна только после получения сертификата типа, сообщает New Atlas. Калифорнийская компания Joby Aviation занимается разработкой электрического аэротакси уже больше десяти лет. Первые испытательные полеты полноразмерного демонстратора начались в 2017 году, а предсерийный прототип поднялся в воздух в 2019 году, пролетев за все время около 48 тысяч километров. В 2023 году компания подготовила к испытаниям серийный прототип аэротакси. Аэротакси Joby S4 — конвертоплан, с возможностью вертикального взлета и посадки. Из шести имеющихся у него электромоторов четыре располагаются на крыле и два на концах V-образного оперения. Внутри кабины оборудованы места для четырех пассажиров и одного пилота. Одно из ключевых преимуществ заключается в низком уровне шума. Например, в режиме висения он составляет всего 55 децибел. Аэротакси способно преодолеть более 240 километров на скорости свыше 320 километров в час. Недавно компания сообщила о том, что Федеральное управление гражданской авиации США выдало сертификат летной годности первому серийному прототипу аэротакси, собранному на производственной линии в Калифорнии. Компания планирует провести летные испытания и после их окончания передать в 2024 году этот экземпляр заказчику — базе ВВС Эдвардс. В дальнейшем Joby Aviation намеревается получить сертификат типа, открывающий дорогу к полноценному серийному производству аэротакси. Их коммерческая эксплуатация и поставки заказчикам ожидаются в 2025. Среди крупных партнеров Joby Aviation, например, американская авиакомпания Delta Airlines, которая планирует использовать парк аэротакси для быстрой доставки пассажиров в аэропорты. Ранее мы рассказывали о первом полете аэротакси другого производителя — компании Volocopter. В отличие от своего конкурента прототип VoloConnect построен по гибридной схеме с винтами для вертикального взлета и посадки, а также крылом и двумя двигателями для горизонтального полета.