Перспективный стратосферный планер Perlan 2, разрабатываемый подразделением европейского авиастроительного концерна Airbus, установил мировой рекорд высоты полета среди немоторизованных летательных аппаратов. Согласно сообщению концерна, во время испытаний в Аргентине 27 августа 2018 года планер смог самостоятельно подняться на высоту 18,9 тысячи метров. Эти показания были сняты с измерительных приборов по давлению. По GPS показатель высоты составил 18,5 тысячи метров. В концерне заявили, что рекорд в ближайшее время будет зарегистрирован официально.
Для того, чтобы планеры были способны подниматься на большую высоту, их планер требует существенных доработок. По мере набора высоты плотность воздуха снижается, а вместе с ней уменьшается и подъемная способность крыла. Для поддержания достаточной величины подъемной силы на крыле, его увеличивают. Кроме того, облегчается планер, чтобы улучшить аэродинамическое качество летательного аппарата. Для полетов на высоте более 4-5 тысяч метров также необходимо утепление и герметизация кабины пилота, несколько увеличивающее массу планера.
Планер Perlan 2 имеет герметизированную и утепленную кабину пилота. Во время разработки летательного аппарата инженерам удалось достичь компромисса между планирующей способностью и массой. Perlan 2 имеет крыло размахом 25,6 метра и фюзеляж длиной чуть больше 10 метров. Масса планера составляет 816 килограммов. Планер оснащен двухместной герметичной кабиной пилотов, в которой летчики могут находиться без специальных костюмов, но с дыхательными масками, подключенными к ребризерам.
Предыдущий рекорд высоты среди планеров также был установлен аппаратом Perlan 2. 3 сентября 2017 года во время испытательного полета этот планер смог подняться на высоту 15,9 тысячи метров (измерение по GPS). Все испытательные полеты проводятся в Аргентине в Патагонии. Во время второго рекордного полета Perlan 2 пересек предел Армстронга (линия Армстронга), проходящий на высоте примерно 18 тысяч метров. Выше этой линии атмосферное давление так мало, что при разгерметизации самолета кровь, пот и слезы мгновенно закипают.
Планер Perlan 2 планируется использовать для изучения полярного вихря и его влияние на погоду. Для этого планеру, используя стоячие атмосферные волны, нужно будет подниматься на высоту 27 и более тысяч метров.
В середине августа текущего года разработчики Perlan 2 провели серию успешных высотных буксировок стратосферного планера. Всего было проведено две высотные буксировки планера Perlan 2, первая из которых состоялась 14 августа, а вторая — 17-го. Во время последних испытаний планер поднялся на высоту 13,4 тысячи метров, установив тем самым рекорд высоты полета на буксире. Во время испытаний высотной буксировкой Perlan 2 был присоединен тросом к модифицированному высотному турбовинтовому самолету-разведчику Grob G520.
Василий Сычёв
EHang скоро станет первой компанией, которая получит сертификат типа на аэротакси
Китайская компания EHang объявила, что аэротакси EH216-S прошло все необходимые испытания и готовится к получению сертификата типа от Администрации гражданской авиации Китая в ближайшее время. Когда это произойдет, компания EHang станет первой в мире, получившей сертификат типа на электрическое аэротакси, сообщает New Atlas. При поддержке Angie — первого российского веб-сервера Под аэротакси сегодня понимают полностью электрические или гибридные летательные аппараты с вертикальным взлетом и посадкой, способные перевозить несколько пассажиров на небольшие дистанции. Ожидается, что уже в недалеком будущем сервисы аэротакси станут важной частью городских транспортных сетей, что позволит снизить нагрузку на существующий общественный транспорт и уменьшит пробки на дорогах. Многие из разрабатываемых сегодня прототипов аэротакси находятся на завершающих стадиях летных испытаний, а создающие их компании соревнуются за первенство прохождения сертификации, которая откроет им дорогу к полноценному серийному производству и выходу на рынок. Китайская компания EHang объявила о завершении летных испытаний своего двухместного беспилотного аэротакси EH216-S в рамках программы сертификации, которая длилась 30 месяцев с января 2021 года. Компания ожидает получения сертификата типа, подтверждающего соответствие конструкции летательного аппарата стандартам безопасности, от Администрации гражданской авиации Китая в самое ближайшее время. Кроме того, китайским регулятором была одобрена к использованию облачная система, разработанная компанией для управления парком беспилотных воздушных такси. Разработка модели аэротакси EH216-S ведется с 2018 года. Это двухместный полностью электрический летательный аппарат, выполненный по схеме мультикоптера с 16 винтами, установленными парами на восьми лучах рамы. Аппарат способен перевозить до 220 килограммов груза на расстояние до 30 километров с максимальной скоростью 130 километров в час. Модель полностью автоматическая и в кабине, рассчитанной на двух пассажиров, отсутствуют органы управления (за исключением сенсорного экрана, через который происходит взаимодействие пассажиров с аппаратом, например, выбор маршрута). Тем не менее в целях безопасности аэротакси может управляться дистанционно оператором компании. За прошедшие несколько лет предсерийные прототипы EH216 уже налетали около 10000 часов, выполняя небольшие экскурсионные полеты в туристических местах. Также 17 августа в докладе о финансовых отчетах за второй квартал EHang подтвердила, что начала предварительные поставки аэротакси в Китае. Например, как минимум 16 двухместных аэротакси уже были поставлены заказчикам в первой половине 2023 года. Китайский регулятор разрешил использовать эти транспортные средства в некоторых определенных местах для тестирования, обучения и демонстрационных полетов. https://www.youtube.com/watch?v=xHPTtXIVxj4 За пределами Китая одним из наиболее близких к получению сертификата типа стал прототип аэротакси от компании Joby Aviation. Недавно Федеральное управление гражданской авиации США разрешило начать летные испытания серийного прототипа этого аэротакси. Если все пройдет успешно, то компания планирует пройти сертификацию и начать поставки заказчикам в 2025 году.