Любители настольных игр и головоломок отличаются меньшим спадом когнитивных функций в пожилом возрасте (с 70 до 79 лет). Это выяснили британские психологи, которые изучили данные, полученные в ходе долгосрочного исследования с участием более тысячи человек 1936 года рождения. Статья опубликована в The Journal of Gerontology.
Зачастую с возрастом наблюдается довольно выраженный спад когнитивных функций: это связано как с ухудшением общего здоровья, так и — сильнее — с процессом нейродегенерации, причем даже вне диагностированных нейродегенеративных заболеваний. Скорость такого спада можно достаточно точно предсказать: ученые, к примеру, уже находили корреляцию когнитивного спада в старости с бедностью в детстве, а отследить начало старения мозга можно уже в сравнительно молодом возрасте.
Из-за того, что факторов, которые увеличивают риск заметного когнитивного спада, известно достаточно много, потерю когнитивных функций можно также и предупредить. Например, исследования показывают, что пожилые люди, которые играют в настольные игры, отличаются лучшими когнитивными способностями среди сверстников, но до сих не проводилось крупных долгосрочных исследований, которые бы могли это подтвердить.
Дрю Альтшул (Drew Altschul) и Ян Дири (Yan Deary) из Эдинбургского университета использовали данные из долгосрочного исследования, в рамках которого изучались здоровье и когнитивные способности 1091 шотландца. Все они родились в 1936 году и проходили когнитивные тесты в 11 лет, а также несколько раз — в возрасте от 70 до 79 лет. То, играют ли они в настольные игры (учитывались как игры с игровым полем вроде шахмат, так и, к примеру, кроссворды или бинго) и как часто, ученые оценивали, когда участникам было 70 и 76 лет. Помимо этого, при анализе также учитывались демографические и социоэкономические данные, данные о здоровье (например, наличии хронических заболеваний), образовании и активности.
Результаты анализа показали, что то, как часто участники играли в настольные игры, было значимо (p < 0,001) связано с показателями их когнитивных функций в 70 лет, а также — со скоростью когнитивного спада в возрасте от 70 до 79 лет. Зависимость не объяснялась побочными переменными, в том числе — с когнитивными показателями в возрасте 11 лет. Меньше всего от когнитивного спада у любителей настольных игр пострадали память и скорость принятия решений.
Авторы работы пришли к выводу, что настольные игры в действительности связаны с сохранением ясности ума в пожилом возрасте. Разумеется, характер этой связи ясен не до конца, но стоит, к примеру, учитывать то, что связь не регулировалась изначальным уровнем когнитивного развития участников. Также ученые уточняют, что в будущем необходимо будет изучить, какие именно из рассмотренных игр в сохранении когнитивных функций оказались эффективнее.
Еще один важный фактор, который следует учитывать при изучении динамики когнитивного спада, — отношения человека с другими людьми. Два года назад ученые показали, что старение мозга и ухудшение когнитивных функций помогают задержать хорошие отношения с другими людьми.
Елизавета Ивтушок
Музыкальные ритмы были эффективны и для типично развивающихся детей, и для детей с задержкой речевого развития
Музыкальные ритмы помогли франкоговорящим детям повторить услышанные фразы, даже грамматически сложные. Причем все дети делали меньше грамматических ошибок, когда перед фразой слышали регулярные ритмы, и больше, если слышали нерегулярные ритмы. От регулярных ритмов нерегулярные отличаются тем, что в них не выделяется сильный удар (сильная доля), на слух их рисунок кажется неупорядоченным, неустойчивым и непривычным. Статья опубликована в журнале npj Science of Learning. Известно, что у детей с музыкальным образованием к 10-11 годам на ЭЭГ отмечается компонент мозговой активности, который возникает в ответ на грамматические ошибки. А у детей того же возраста, но без музыкального образования, такой реакции нет. Также есть исследования, согласно которым лучше с повторением сложных грамматических конструкций справляются те шестилетние дети, которые имеют более высокие способности к восприятию музыкальных ритмов, чем их сверстники. Исходя из этих данных возникло предположение, что музыка (и музыкальный ритм в частности) могут влиять на последующую обработку речи. Ряд работ подтвердил это для детей с типичным развитием и нарушениями речи. Кроме того, эти исследования показали, что, слушая музыку, дети лучше справляются с пониманием смысла слов или речевых оборотов, а слушая только ритм (грубо говоря, только партию ударных) — с составлением грамматически верных предложений. Тем не менее большинство таких исследований сравнительно небольшие, особенно те, которые посвящены детям с нарушениями речи. Также такие исследования, как правило, проводятся с носителями одного языка, а для подтверждения необходимо повторять эти результаты и с носителями других языков. Поэтому подобные исследования продолжаются. Анна Фивеш (Anna Fiveash) из Лионского университета и ее коллеги провели небольшое исследование, в котором участвовали 33 франкоговорящих ребенка (5-13 лет). Из них 18 детей — с типичным развитием (11 девочек, 7 мальчиков), и 15 детей, у которых были диагностированы нарушения речевого развития (7 девочек, 8 мальчиков). Круг этих нарушений иначе называют специфическими расстройствами развития речи, задержкой речевого развития или дисфазией развития. Такие расстройства дают о себе знать на первых этапах развития речи, без периода ее нормального развития. При этом у детей с задержкой развития речи нет проблем со слухом. Также они не страдают другими заболеваниями, в рамках которых возникают речевые трудности, и растут в подходящих для нормального развития речи условиях. В первый день эксперимента дети слушали через наушники музыкальные ритмы длиной в 32 секунды. Вслед за ритмом проигрывалось шесть фраз, и ребенок повторял каждую фразу сразу после того, как она была произнесена. Всего дети услышали шесть ритмов и, соответственно, 36 фраз. Прослушать все шесть записей ритмов можно тут. Все фразы, которые слышали участники, состояли из одного предложения. Но только двенадцать из них были простыми предложениями, например, «Дети играли в парке». Еще двенадцать предложений с определительными придаточными, в которых определяемое слово выступает в роли субъекта: «Это та женщина, которая видела Фрэнка на улице». И последние двенадцать предложений с определительными придаточными, в которых определяемое слово выполняет роль объекта: «Это тот кот, которого вчера спрятал Том». И, соответственно, после каждого ритма дети слышали по два предложения из каждой категории. Прослушать записи всех фраз можно тут. Повторяя фразы, дети старались сделать это как можно точнее. Если им удавалось, они получали один балл. Если нет, то полбалла, когда они совершали грамматические ошибки, которые не нарушали основной структуры предложения — например, путали времена глаголов, использовали неподходящий предлог. И ноль баллов при изменении структуры предложений — например, при замене одной формы придаточного предложения другой. Сами дети о правильности выполнения задания узнавали с помощью бегунка, который сдвигался в ту или другую сторону в зависимости от верного или ошибочного ответа. Во второй день эксперимента после прослушивания тех же ритмов дети среди множества изображений предметов и животных вычеркивали последних (субтест Шкалы Векслера). Необходимо было вычеркнуть как можно больше животных за 23 секунды: после одного ритма детям давали один лист с 32-35 животными, и тоже после каждого следующего ритма. Результаты показали, что типично развивающиеся дети лучше справились с заданием на повторение фраз, чем дети с задержкой речевого развития (p < 0,001). Но все дети, повторяя фразы после прослушивания регулярного ритма, сделали меньше грамматических ошибок, чем при повторении предложений, которые проигрывались после нерегулярных ритмов (p = 0,01). И меньше ошибок дети делали даже при работе с грамматически сложными структурами, которые, как правило, особенно тяжелы для восприятия детям с дисфазией развития. При этом также имел значение возраст: чем старше были дети, тем лучше они справлялись с заданием (p < 0,001). Также после предъявления регулярных ритмов лучше с заданием на повторение справлялись те дети с типичным развитием, чья скорость чтения была выше (p = 0,002). Для детей с дисфазией развития скорость чтения не имела значение, как и для всех детей — способность к восприятию ритма. А вот задание на вычеркивание животных дети выполнили одинаково вне зависимости от того, делали они это после регулярных или нерегулярных ритмов (p = 0,91). Из этого ученые заключили, что музыкальные ритмы специфически связаны с грамматическими навыками, но, по всей видимости, не оказывают более общего мотивирующего или возбуждающего эффекта (не повлияли на другой вид деятельности). Зато в рамках грамматических заданий музыкальные ритмы эффективны и для детей с типичным развитием, и для детей с задержкой речевого развития. И что интересно, при этом эта эффективность не связана со способностью ребенка к восприятию ритмов. У этого исследования есть существенные ограничения: очень небольшой размер выборки и при этом очень широкий разброс по возрасту внутри. Сами авторы отмечают это и объясняют трудностями набора детей с задержкой речевого развития из-за невысокой распространенности заболеваний и их гиподиагностики. И для подтверждения ссылаются и на скромность выборок в других подобных работах. В этой работе рассматривалось влияние именно прослушивания музыкальных ритмов на речевые навыки. Но не только такое занятие музыкой эффективно для людей с первичными и вторичными нарушениями речи. Например, поющие дети со слуховыми аппаратами лучше разбирают речь на фоне шума, чем те, кто не занимается пением.