Домашнее насилие над беременными матерями связали с ухудшением интеллекта их детей

Британские ученые выяснили, что домашнее насилие над беременной женщиной связано с ухудшением умственных способностей ее ребенка. У детей, чьи матери подвергались насилию, коэффициент интеллекта был на 3–5 процентов ниже нормы. При этом от физического насилия над матерью показатели пострадали сильнее, чем от психологического, пишут ученые в журнале Wellcome Open Research.

Насилие со стороны партнера до сих пор широко распространено даже в развитых странах. По крайней мере, еще в 2013 году ВОЗ сообщала о том, что в странах с высоким уровнем доходов насилию подвергались 23 процента женщин. Если же женщина беременна, то страдает не только она сама, но и ее ребенок. Известно, например, что стресс во время беременности может привести к самым разным последствиям для плода — от преждевременных родов до неврологических отклонений. Однако исследований о том, как связано насилие над матерью во время беременности с когнитивными способностями ее ребенка, практически нет.

Группа ученых под руководством Ричарда Эмсли (Richard Emsley) из Королевского колледжа в Лондоне решила оценить, какое количество британских женщин подвергается насилию, а также проверить, как это влияет на уровень интеллекта их детей.

Ученые работали с данными Эйвонского лонгитюдного исследования родителей и детей (ALSPAC). Из 14 тысяч женщин, которые были беременны в 1990–1992 годах, отобрали 3153, которые родили одного ребенка, предоставили информацию о семейном насилии и согласились на осмотры ребенка до 18 лет. Уровень интеллекта детей исследователи оценивали по Шкале Интеллекта Вехслера — это многоуровневый тест, который включает в себя проверку рабочей памяти, восприятия речи, понимания визуальной информации и других навыков.

18,6 процента опрошенных женщин рассказали о том, что подверглись насилию в период от начала беременности и вплоть до шести лет после рождения ребенка. При этом 17,6 процента сообщили о психологическом насилии, а 6,8 процента — о физическом. В качестве побочных переменных при оценке связи между насилием над матерью и когнитивными способностями ребенка исследователи учли демографические показатели и социально-экономический статус родителей, потребление алкоголя и курение во время беременности и наличие у матери депрессии.

Затем исследователи подсчитали количество детей с уровнем интеллекта ниже среднего (менее 90 пунктов) в возрасте 8 лет в обеих группах. У женщин, которые не подвергались насилию, 13 процентов детей имели ниже среднего значения общего интеллекта, 9,9 процента — вербального интеллекта и 20,4 процента — перформативного интеллекта. У тех же, кто сообщал о насилии, — 16,8, 12,1 и 25,6 процента соответственно. При этом физическое насилие, по-видимому, оказалось более травмирующим, чем психологическое: от первого дети теряли в среднем 5,6 пункта по сравнению со сверстниками, а от второго — 2,9.

Так ученые продемонстрировали, что проблема домашнего насилия все еще актуальна для Великобритании и даже — может сказаться на умственных способностях детей пострадавших женщин. Впрочем, авторы работы отмечают, что могли выявить не все случаи насилия — из-за того, например, что женщины боялись о нем рассказывать или забывали, когда именно оно произошло, поэтому реальные цифры могут быть другими (скорее всего — еще больше).

В 2018 году ученые зафиксировали падение среднего уровня интеллекта — по крайней мере, в Норвегии. Сейчас же появились технологии, которые позволяют выбрать будущего ребенка с максимально возможно развитыми когнитивными способностями на основании генетических тестов — однако, как выяснилось, они не дают большого выигрыша, а точность их невысока. А о том, как интеллект связан с другими характеристиками человека, например, внешностью или любовью к музыке, мы рассказывали в материале «Хватит умничать».

Хирурги разрешили оперировать аппендицит в течение суток