Во время испытаний по накачке топливных баков прототипа ракеты SpaceX Starship произошла авария и бак с кислородом лопнул. После этого окислитель заполнил стартовую площадку, а крышка топливного отсека приземлилась на ней, сообщает NASASpaceFlight.com.
SpaceX уже несколько лет разрабатывает проект двухступенчатой сверхтяжелой ракеты, предназначенной для перевозки людей и грузов на околоземную орбиту, Луну и Марс. За время разработки компания несколько раз существенно меняла проект. Сейчас он называется Starship и состоит из одноименной второй ступени Starship и первой ступени Super Heavy. Вторая ступень одновременно выступает в качестве пилотируемого или грузового космического корабля. Ракета изначально проектируется как полностью многоразовая и обе ее ступени смогут совершать мягкую посадку после полета в космос. Масса полезной нагрузки ракеты составляет более ста тонн.
Перед созданием полноценной ракеты компания отрабатывает различные компоненты и режимы работы на упрощенных прототипах. Первым прототипом второй ступени стал Starhopper, который имеет уменьшенную высоту и предназначается для проверки работы двигателей во время полета. Прототип успешно совершил два полета на небольшой высоте и теперь выступает в качестве стенда для статических испытаний двигателей Raptor.
Первый полноразмерный прототип под названием Starship Mk1 компания начала строить в мае, и в октябре уже перевезла частично собранный аппарат без головного обтекателя на испытательную площадку. В середине ноября инженеры начали испытывать топливную систему прототипа: 18 ноября энтузиасты, следящие за проектом, заметили выход газа из аппарата.
20 ноября специалисты закачивали кислород в топливный бак и во время этой операции бак лопнул, выплеснув окислитель наружу. Кроме того, на записи трансляции можно видеть, что с прототипа слетела защитная секция над баком, а корпус ракеты погнулся в некоторых местах.
После испытаний представитель SpaceX заявил, что целью теста была проверка топливной системы при максимальном давлении, поэтому исход испытаний не стал неожиданным. Вместе с этим он также заявил, что еще до испытаний компания решила не использовать этот прототип для полетов, хотя ранее SpaceX не сообщала об этом. SpaceX не будет восстанавливать поврежденный прототип и перейдет на испытания более поздних версий.
Помимо Starship Mk1 компания также параллельно создавала прототип Mk2 схожей конструкции, а также Mk3 с измененной конструкцией, более приближенной к финальной. Илон Маск отмечал, что Mk3 и более поздние прототипы будут способны не только совершать полеты в атмосфере, но и выходить на орбиту. На презентации в конце сентября Маск заявил, что компания планирует отправить прототип Mk4 или Mk5 на орбиту в течение ближайших шести месяцев (к апрелю 2020 года).
Кроме Starship у SpaceX есть несколько других проектов в разработке. Неделю назад инженеры компании провели статические испытания пилотируемого космического корабля Crew Dragon. В марте он отправился в первый беспилотный полет, а в начале 2020 года может совершить первый полет к МКС с астронавтами на борту. Кроме того, компания пытается снизить стоимость запусков ракет Falcon с помощью повторного использования их компонентов, и в начале ноября впервые повторно использовала уже летавший головной обтекатель. Во время этого запуска она в четвертый раз запустила и посадила одну и ту же первую ступень.
Григорий Копиев