В марте 2018 года беспилотный автомобиль Uber сбил человека насмерть. Комиссия по расследованию аварии разделила вину между водителем-тестировщиком, пешеходом, Uber, а также властями штата, сообщается в пресс-релизе Национального совета по безопасности на транспорте США (NTSB).
19 марта 2018 года беспилотный автомобиль Uber на базе Volvo XC90 проходил очередной испытательный заезд в городе Темпе штата Аризона. Поездка проходила в автономном режиме, но за рулем находилась водитель-испытатель Рафаэла Васкес (Rafaela Vasquez). В это время Элейн Херцберг (Elaine Herzberg) переходила дорогу в неположенном месте в темное время суток, толкая рядом с собой велосипед с пакетами. Автомобиль сбил Харцберг, после чего она скончалась в больнице от полученных травм.
На протяжении полутора лет NTSB проводил расследование, во время которого стали известны некоторые подробности аварии. Например, оказалось, что автомобиль обнаружил Херцберг за почти шесть секунд до столкновения, но не затормозил из-за отключенной и перенастроенной системы аварийного торможения, и не умел распознавать пешеходов вне переходов, а водитель смотрела телешоу на смартфоне вместо отслеживания дорожной обстановки.
19 ноября состоялось заседание, на котором члены NTSB огласили выводы, вероятные причины случившегося и рекомендации для государственных органов и компании Uber. Непосредственной причиной случившегося они назвали то, что водитель не следила за дорогой и из-за этого не могла вовремя среагировать на пешехода на дороге. Всего в выводах совета содержится 19 выводов, большинство из которых возлагает вину на ту или иную сторону:
NTSB отметил, что со времени аварии Uber ATG внесла изменения в программу тестирования беспилотных автомобилей в целом, а также в алгоритмы работы системы экстренного торможения и отслеживания объектов на дороге в частности. Кроме того, изменения в программе допуска к тестированию на дорогах внесли власти штата Аризона, где произошла авария.
Летом 2019 года редакция N+1 съездила на полигон Яндекса, на котором разработчики тестируют беспилотные автомобили. Подробнее о том, как происходит проверка алгоритмов и водителей-испытателей до выезда на дороги общего пользования, можно прочитать в нашем материале «Внимание, виртуальный пешеход!».
Григорий Копиев
Неисправность одного из винтов привела к поломке несущей конструкции пилона
Британский разработчик аэротакси Vertical Aerospace объявил о завершении предварительного расследования аварии прототипа VX4, которая произошла 9 августа на аэродроме Котсволд в Англии во время испытания, имитировавшего отказ одного из двигателей. Согласно опубликованной на сайте информации, причиной падения прототипа стала неисправность одного из воздушных винтов, спровоцировавшая поломку несущей конструкции пилона, на котором размещаются двигатели. Проект электрического аэротакси VX4 британской компании Vertical Aerospace был впервые представлен в 2020 году. Это конвертоплан с фюзеляжем длиной 11 метров, 15-метровым прямым крылом и V-образным хвостовым оперением. На крыле на четырех пилонах расположены восемь электромоторов с воздушными винтами. При этом четыре из них, расположенные перед передней кромкой крыла, имеют поворотный механизм и могут разворачиваться на 90 градусов при переходе от режима висения к горизонтальному полету. Другие четыре винта закреплены неподвижно на тех же пилонах, но позади крыла. Кабина VX4 рассчитана на перевозку четырех пассажиров и одного пилота. Первый полет летательного аппарата, проходивший в режиме висения на небольшой высоте со страховочными тросами, произошел в сентябре 2022 года. После серии аналогичных испытаний в июле 2023 года VX4 совершил первый свободный полет, в котором дистанционно-управляемый летательный аппарат разогнался до скорости 70 километров в час. Однако 9 августа на аэродроме Котсволд в Англии во время испытаний, в которых изучалось поведение аэротакси в случае отказа одного из двигателей, прототип совершил жесткую посадку и частично разрушился. . Компания начала расследование и 31 августа сообщила о первых результатах: причиной падения стала неисправность одного из передних воздушных винтов. Он отсоединился от крепления после запланированного отключения другого двигателя во время испытаний. Возникшие из-за этого несбалансированные нагрузки привели разрушению несущей конструкции моторного пилона. После чего воздушное судно перешло к устойчивому снижению, прежде чем получило повреждения при столкновении с землей. Компания сообщает, что уже переработала конструкцию проблемного пропеллера, и устранила существовавшую в его ранней модификации проблему. Новый пропеллер будет использоваться в следующей фазе испытаний. Также Vertical Aerospace отмечает, что ключевые показатели остальных электросистем, включая батареи, во время и после инцидента оставались в допустимых пределах, продемонстрировав свою надежность. Более подробная информация будет опубликована, когда Отдел расследования воздушных происшествий Великобритании завершит разбирательство. Теперь Vertical Aerospace будет ожидать завершения строительства второго и третьего прототипов, в конструкцию которых внесено множество улучшений. Ожидается, что они будут готовы уже в 2024 году. Поврежденный VX4 будет использоваться в дальнейшем только для наземных тестов. При этом авария не должна сказаться на запланированных сроках сертификации. Они остаются прежними — компания планирует пройти ее в 2026 году. Множество компаний, разрабатывающих прототипы аэротакси, уже находятся на завершающих стадиях испытаний. Например, недавно китайская компания EHang объявила об окончании всех сертификационных тестов своей модели полностью автоматического двухместного аэротакси EH216-S. В ближайшее время компания станет первой в мире получившей сертификат типа на воздушное судно такого класса.