Вину за смертельную аварию беспилотника Uber разделили между всеми причастными

В марте 2018 года беспилотный автомобиль Uber сбил человека насмерть. Комиссия по расследованию аварии разделила вину между водителем-тестировщиком, пешеходом, Uber, а также властями штата, сообщается в пресс-релизе Национального совета по безопасности на транспорте США (NTSB).

19 марта 2018 года беспилотный автомобиль Uber на базе Volvo XC90 проходил очередной испытательный заезд в городе Темпе штата Аризона. Поездка проходила в автономном режиме, но за рулем находилась водитель-испытатель Рафаэла Васкес (Rafaela Vasquez). В это время Элейн Херцберг (Elaine Herzberg) переходила дорогу в неположенном месте в темное время суток, толкая рядом с собой велосипед с пакетами. Автомобиль сбил Харцберг, после чего она скончалась в больнице от полученных травм.

На протяжении полутора лет NTSB проводил расследование, во время которого стали известны некоторые подробности аварии. Например, оказалось, что автомобиль обнаружил Херцберг за почти шесть секунд до столкновения, но не затормозил из-за отключенной и перенастроенной системы аварийного торможения, и не умел распознавать пешеходов вне переходов, а водитель смотрела телешоу на смартфоне вместо отслеживания дорожной обстановки.

19 ноября состоялось заседание, на котором члены NTSB огласили выводы, вероятные причины случившегося и рекомендации для государственных органов и компании Uber. Непосредственной причиной случившегося они назвали то, что водитель не следила за дорогой и из-за этого не могла вовремя среагировать на пешехода на дороге. Всего в выводах совета содержится 19 выводов, большинство из которых возлагает вину на ту или иную сторону:

  • Подразделение беспилотников Uber ATG в целом имело «неадекватную культуру безопасности», которая привела к сразу нескольким некорректным решениям, которые в результате создали почву для такого итога аварии. В частности, инженеры отключили штатную систему экстренного торможения Volvo XC90, но в своих алгоритмах не полностью повторили ее функции. Например, из-за большого количества ложных срабатываний у системы была секундная задержка перед началом торможения. Кроме того, алгоритмы управления не могли корректно и безопасно работать, когда сталкивались с препятствием незнакомого типа, подробнее об этом можно прочитать в нашей предыдущей заметке. Наконец, Uber не отслеживала внимательность водителей, а также перестала применять двух водителей во время испытаний.
  • Водитель-испытатель смотрела телешоу на смартфоне и перевела взгляд на дорогу прямо перед столкновением, не успев нажать на педаль тормоза. Симуляции заезда показали, что внимательный водитель заметил бы пешехода и, вероятно, имел бы достаточно времени, чтобы не допустить столкновения или хотя бы значительно уменьшить скорость.
  • Пешеход переходила дорогу вне перехода в темное время суток. Вероятной причиной такого поведения NTSB назвал то, что в крови погибшей обнаружили следы метамфетамина, который мог повлиять на решение перейти дорогу с велосипедом в таком месте.
  • Власти штата Аризона, а также Национальное управление безопасностью движения на трассах (NHTSA) не уделяют должное внимание проверки безопасности программ тестирования беспилотных автомобилей на дорогах общего пользования. В частности, NHTSA принимает и публикует самостоятельные отчеты о безопасности от компаний-разработчиков, но пока такие отчеты добровольны.

NTSB отметил, что со времени аварии Uber ATG внесла изменения в программу тестирования беспилотных автомобилей в целом, а также в алгоритмы работы системы экстренного торможения и отслеживания объектов на дороге в частности. Кроме того, изменения в программе допуска к тестированию на дорогах внесли власти штата Аризона, где произошла авария.

Летом 2019 года редакция N+1 съездила на полигон Яндекса, на котором разработчики тестируют беспилотные автомобили. Подробнее о том, как происходит проверка алгоритмов и водителей-испытателей до выезда на дороги общего пользования, можно прочитать в нашем материале «Внимание, виртуальный пешеход!».

Григорий Копиев

Нашли опечатку? Выделите фрагмент и нажмите Ctrl+Enter.
Виновником аварии аэротакси VX4 оказалось крепление пропеллера

Неисправность одного из винтов привела к поломке несущей конструкции пилона