Французские врачи описали случай лиловой мочи

Французские медики представили фотографию необычного окрашивания мочи у пожилой женщины — жидкость приняла насыщенно фиолетовый цвет. Виновником этого явления врачи назвали бактерию Klebsiella pneumoniae, хотя других симптомов инфекции у женщины не обнаружилось. Отчет опубликован в журнале New England Journal of Medicine.

Бактерия Klebsiella pneumoniae считается частой причиной многих внутрибольничных инфекций, от пневмонии до воспаления мочевыводящих путей. В последние годы получили распространение ее штаммы, устойчивые к антибиотикам. И несмотря на разработку вакцин против них, клебсиелла остается в тройке бактерий с критическим уровнем приоритетности для поиска антибиотиков по мнению ВОЗ.

Лео Плясе (Léo Plaçais) и Кристиан Денье (Christian Denier) из больницы Бисетр описали случай необычного взаимодействия Klebsiella pneumoniae с организмом 70-летней пациентки, которая перенесла инсульт. Медики диагностировали у женщины односторонний паралич и установили ей мочевой катетер. Через 10 дней после введения катетера они обнаружили, что моча окрасилась в насыщенный лиловый цвет.

Изменение окраски мочи может свидетельствовать о целом спектре изменений в организме пациента — от возникновения опухоли до обезвоживания. Проведя анализ мочи, врачи не обнаружили в ней следов воспаления — количество иммунных клеток соответствовало нормальным значениям, а также нитритов, которые могли быть связаны с дисфункцией почек.

Бактериальный посев выявил присутствие Klebsiella pneumoniae в мочевыводящих путях. Врачи сочли, что окрашивание мочи вызвано именно микробами, поскольку аналогичные случаи уже известны для других бактерий, в числе которых кишечная и синегнойная палочки. Фиолетовый цвет в такой ситуации является побочным эффектом обмена триптофана. Кишечные бактерии превращают эту аминокислоту в индол, который попадает в кровь и превращается в индоксилсульфат в печени. Сам по себе он бесцветен, но если его продолжают расщеплять бактерии, которые поселились в мочевыводящих путях, то индоксилсульфат превращается в индиго (синий) и индирубин (красный), смесь которых и дает характерное окрашивание.

Никаких других симптомов инфекции медики у своей пациентки не обнаружили, поэтому не стали назначать ей антибиотики, а только добавили капельницу с физиологическим раствором, чтобы избежать обезвоживания и застоя жидкости в почках. Через 4 дня цвет мочи вернулся к норме и новых симптомов не возникло, поэтому женщину продолжили лечить от последствий инсульта.

О других случаях, когда моча принимает неожиданный цвет и может помочь поставить диагноз, вы можете узнать из нашего теста «На любой вкус и цвет».

СДВГ назвали причинным фактором тяжелых психических расстройств и суицида