Дайверы нашли на юге Норвегии затонувшее голландское судно XVIII века, сообщается в пресс-релизе Норвежского директората по культурному наследию. Это оказалось судно Юффрау Элизабет (Juffrau Elisabeth). Вероятно, команда не справилась с управлением и судно затонуло у берегов губернии Вест-Агдер.
В XVI веке голландские торговые суда стали заходить в порты на юге Норвегии, чтобы купить рыбу и другие товары. Вскоре норвежцы стали экспортировать и дубовые бревна для строительства судов. Позднее, по мере того, как Нидерланды развивались и в стране перестало хватать рабочих, туда начали эмигрировать жители южных и западных областей Норвегии.
В марте 1760 года голландское торговое судно Юффрау Элизабет на борту которого был экипаж из четырех человек, вышло из Амстердама Через 20 дней оно пришло к южному побережью Норвегии и столкнулось здесь с плохой погодой. Экипажу удалось миновать архипелаг, расположенный рядом с устьем Согне-фьорда, но позднее судно затонуло.
По словам археолога из Морского музея Норвегии Йоргена Йоханнессена (Jørgen Johannessen) шкиперу и команде пришлось объясняться, почему они плыли в архипелаге в ненастную погоду на всех парусах. Их критиковали за то, что они не опустили паруса и не бросили якорь, а также за то, что у них не было веревок и другого снаряжения для швартовки. Губернатор посчитал, что они должны были раньше обратиться за помощью.
Йоханнессен думает, что команда не справилась с управлением. По-видимому, они просто не смогли опустить паруса и бросить якорь. Таким большим судном (его длина составляла 28 метров) требовалось управлять 24 часа в сутки, а экипаж вместо этого спрятался в спасательной шлюпке. Археолог считает, что их поведение можно объяснить только сильной усталостью после 20-дневного тяжелого плавания.
В марте текущего года остатки кораблекрушения обнаружили члены дайвинг-клуба Согне. Дайверы изучили документы, в которых указывалось место, где затонуло судно, и в течение 10 лет несколько раз его искали. Но найти Юффрау Элизабет удалось случайно, один из дайверов буквально наткнулся на него. Остатки кораблекрушения занесло песком и благодаря этому и судно, и артефакты на нем хорошо сохранились.
В прошлом году археологи нашли у берегов Португалии затонувшее на рубеже XVI-XVII веков судно, которое, по-видимому, возвращалось из Индии с грузом пряностей.
Екатерина Русакова
Артефакт датируется серединой IV тысячелетия до нашей эры
Археологи во время раскопок, проходивших в пещере Кова-дель-Фраре, обнаружили янтарную бусину размером примерно 14×11 миллиметров. Инфракрасная спектроскопия с преобразованием Фурье показала, что артефакт был изготовлен из балтийского сукцинита. Судя по радиоуглеродным датировкам, украшение попало на Пиренейский полуостров около 3634–3363 годов до нашей эры, то есть в эпоху позднего неолита. Ранее предполагалось, что в этом регионе балтийский янтарь появился вместе с носителями традиции колоколовидных кубков примерно на тысячу лет позже. Как сообщается в статье, опубликованной в журнале Scientific Reports, это не только древнейший балтийский янтарь на Пиренейском полуострове, но и в Западной Европе.