Датские ученые подсчитали риск смерти от всех причин для более чем семи миллионов людей с разными психиатрическими диагнозами. Они выяснили, что у таких пациентов риск смерти в два-семь раз выше, чем у среднестатистических датчан, причем эта зависимость справедлива практически для всех типов психических расстройств и любых причин смерти. Исследование опубликовано в журнале Lancet.
Психические расстройства далеко не всегда связаны с физиологическими нарушениями, поэтому до сих пор доподлинно неизвестно, сокращают ли они жизнь, и если да, то насколько. Самый простой способ это выяснить — сравнить ожидаемую продолжительность жизни людей с психическими расстройствами и без. Такие подсчеты раньше уже проводили: получилось, что для женщин такие болезни сокращают жизнь примерно на 12 лет, а для мужчин — почти на 16.
Однако этот метод не учитывает возраст, в котором у людей возникают расстройства. Поэтому появился более точный параметр — число потерянных лет. Исследователи отмечают возраст начала заболевания, фиксируют ожидаемую продолжительность жизни для людей этого возраста, а затем вычитают из нее количество реально прожитых лет. Данные, которые получены таким способом, оказываются «мягче»: мужчинам они обещают сокращение жизни примерно на 10 лет, а женщинам — на 7.
Группа ученых под руководством профессора Томаса Лаурсена (Thomas Laursen) из Университета Аархуса решила провести еще более точный расчет и выяснить количество потерянных лет для людей с разными диагнозами, а также сравнить смертность от разных причин.
Исследователи проанализировали смертность для 7369926 пациентов с психическими расстройствами, которые жили в Дании между 1995 и 2015 годом. Она оказалась в два раза выше, чем в среднем по популяции: 28,7 человек в год против 12,95. Эта зависимость была справедлива для любого диагноза и любой причины смерти как у женщин, так и мужчин, хотя последние умирали в среднем чаще.
Как и следовало ожидать, смертность увеличивалась с возрастом. Однако различие в смертности у пациентов с диагнозами и здоровых людей изменялось неравномерно: пик различий пришелся на 33 года — в этом возрасте у людей с расстройствами риск смерти был в семь раз выше нормы. А потом различия сглаживались и к 80 годам разница была двукратной.
Число потерянных лет по оценке ученых оказалось похоже на подсчеты их предшественников: около 10 для мужчин и 7 — для женщин. В среднем из-за своих психиатрических диагнозов пациенты теряли больше лет жизни, чем их сверстники из-за физиологических проблем. Из этой зависимости нашлось лишь одно исключение: мужчины с любым типом расстройства психики теряли меньше лет, чем мужчины с онкологическими болезнями. Впрочем, едва ли здесь можно говорить о каком-то «защитном свойстве» психических расстройств — скорее, дело в том, что психические здоровые мужчины чаще умирают от рака.
Таким образом исследователи подтвердили, что самые разные психические расстройства сокращают годы жизни и повышают риск умереть от любых причин. Тем не менее, для разных диагнозов эти риски оказались разными — и это могут в дальнейшем использовать врачи, чтобы лучше представлять себе, что может угрожать их пациентам.
Раньше ученые продемонстрировали, что люди способны распознать психические заболевания по фотографии, и связали их развитие с загрязнением воздуха. А о том, с какими сложностями сталкиваются врачи при постановке психических диагнозов и подборе лечения, читайте в нашем материале «Доказательная психиатрия».
Полина Лосева
Игра на знание биологической систематики
В 1735 году шведский ученый-натуралист Карл Линней опубликовал свою важнейшую работу — книгу «Система природы», которая стала основной для биологической систематики всего живого на Земле. Многократно переработанная и пересмотренная, система классификации растений, животных и других существ Линнея в том или ином виде сохраняется до сих пор. Царства, типы, классы, отряды, семейства, роды и виды — помните что-нибудь из этого? В нашей игре воскрешаем уроки школьной биологии: попробуйте верно расставить растения и животных по категориям.