Ученые из Университета Торонто показали, что люди способны идентифицировать психические расстройства по фотографии. Статья опубликована в Journal of Nonverbal Behavior.
Целью исследования было выяснить, могут ли нетренированные люди отличить по фотографиям людей с психическим расстройствами от здоровых людей. Для этого ученые взяли фотографии лиц 30 женщин, которым был поставлен диагноз пограничного расстройства личности (характеризуется эмоциональной нестабильностью, тревожностью, плохим самоконтролем и десоциализацией), и 30 здоровых женщин. В группы не включали мужчин, чтобы исключить влияние стереотипов о связи пола и психических заболеваний. Группы были идентичны по возрасту, этническому происхождению, показателям IQ и уровню образования. Все фотографии были сделаны в одной лаборатории при одинаковых условиях.
В первом эксперименте добровольцам показали рассортированные случайным образом фотографии и попросили их оценить вероятность того, что человек на фотографии страдает от психического расстройства, по шкале от 1 до 8. Также добровольцев спрашивали, верят ли они в то, что они способны распознать психическое расстройство по фотографии лица. Кроме того, испытуемых просили указать те черты или характеристики лица, на которые они ориентировались в своих суждениях о психическом расстройстве (например, подбородок, брови, симметрия лица, морщины, состояние кожи и т.д.).
Оказалось, что неподготовленные добровольцы действительно могут отличать лица людей с психическим расстройством от лиц здоровых людей. Точность таких оценок невелика, но статистически значимо отличается от случайного угадывания (p<0.001, подробности анализа указаны в статье). При этом большинство из них не верили, что они на это способны: 51% испытуемых ответили, что это в принципе невозможно, а 42% испытуемых были не уверены, что могут с этим справиться. Интересно, что мнение испытуемых по поводу того, возможно ли это в принципе, никак не коррелировало с тем, как они справлялись с задачей. Отвечая на вопрос о том, какими чертами или характеристиками лиц они руководствовались, испытуемые чаще всего называли выражение лица, глаза, симметрию лица, рот и брови.
Во втором эксперименте участников просили оценить не только наличие или отсутствие психического расстройства в целом, но и указать конкретный тип расстройства (пограничное расстройство личности или большое депрессивное расстройство). Также их просили оценить степень депрессии, тревожности, эмоциональной нестабильности и других психических характеристик.
Как и в первом эксперименте, добровольцы оказались способны статистически достоверно распознавать пограничное расстройство личности и большое депрессивное расстройство. Кроме того, оценки тяжести депрессии и эмоциональной нестабильности, которые давали добровольцы, коррелировали с оценками, которые давали сами женщины, представленные на фотографиях.
Наконец, в третьем эксперименте авторы решили проверить, на что в первую очередь ориентируются добровольцы, пытаясь определить наличие психического расстройства. Для этого они либо переворачивали фотографию, либо уменьшали ее резкость.
Оказалось, что размытость фотографии не мешает добровольцам успешно справляться с задачей, однако переворачивание фотографии существенно снижало количество правильных догадок. Это говорит о том, что в своих суждениях добровольцы ориентируются прежде всего на пространственную конфигурацию черт лица — то есть на относительное расположение отдельных черт лица в пространстве, которое сохраняется неизменным при снижении резкости. Если бы, напротив, добровольцы ориентировались на отдельные черты лица, а не на их пространственное соотношение, то количество правильных догадок уменьшалось бы при использовании размытых фотографий, на которых сохраняется пространственное соотношение черт лица, но снижается их четкость.
В отличие от физических заболеваний, которые во многих случаях можно диагностировать, просто посмотрев на человека, психические расстройства часто не имеют очевидных визуальных проявлений. Хотя в предыдущих исследованиях было показано, что люди успешно угадывают психическое состояние человека по видеозаписи или короткому личному взаимодействию, до сих пор было неизвестно, могут ли люди справиться с этой задачей по фотографиям.
Софья Долотовская
Узнайте, как число ученых зависит от финансирования
В России сегодня отмечают День науки, но тех, кого нужно поздравлять с этим праздником, все меньше и меньше — с 2000 года занятых в науке стало меньше почти на 180 тысяч человек, и сегодня исследованиями и разработками в стране занимаются чуть более 700 тысяч человек. Последние годы затраты на науку в России оставались на уровне 1—1,1 процента ВВП. Это существенно меньше, чем расходы других развитых стран, скажем, Израиль тратит на науку 4,3 процента ВВП, Германия — 2,9 процента, США — 2,7 процента.Мы предлагаем вам попробовать себя в роли доброго (или злого) волшебника: выберите, какую долю ВВП России вы согласны потратить на науку, и наш калькулятор предскажет, сколько в этом случае будет ученых в нашей стране. А если вы хотите узнать, как это делают социологи, читайте этот блог.