Европейские специалисты успешно завершили квалификационные огневые испытания двигателя первой ступени будущей европейской тяжелой ракеты Ariane 6, первый запуск которой планируется на 2020 год. Как сообщает Европейское космическое агентство, успех испытаний двигателя открывает путь к комбинированным тестам, в ходе которых будет проверена вся первая ступень в сборе.
Ракета Ariane 6 призвана заменить европейскую ракету тяжелого класса Ariane 5. Ariane 6 унаследует от предыдущей версии общую концепцию конструкции и будет обладать схожими характеристиками, но при этом станет заметно дешевле как в производстве, так и в конечной стоимости запуска. Ariane 6 будет состоять из двух центральных ступеней с жидкостными двигателями Vulcan и Vinci, а также твердотопливных боковых ускорителей P120C, двигатели которых уже прошли испытания. В зависимости от версии в ракете будет применяться два или четыре ускорителя. Полезная нагрузка, которую ракета сможет выводить на орбиту, будет варьироваться от 4 до 16 тонн.
Двигатель первой ступени — Vulcain 2.1 — разработан на базе двигателя Vulcain, который устанавливался на Ariane 5, и, как и он, использует в качестве топлива пару жидкий водород / жидкий кислород. Тяга двигателя — 135 тонн. При запуске ему предстоит работать первые восемь минут и вместе с ускорителями обеспечить вывод ракеты на высоту 200 километров.
Vulcain 2.1 в течение последних 15 месяцев проходил статические огневые испытания на полигоне DLR в германском Лампольдсхаузене. В ходе финальных тестов двигатель проработал непрерывно в течение 655 секунд — почти 11 минут. Теперь этот двигатель после переборки будет проходить вибрационные испытания.
Успешное испытания двигателя открывает дорогу комбинированным испытаниям, в ходе которых будет проверена вся первая ступень в сборе — эти тесты будут проводиться на европейском космодроме во французской Гвиане.
Двигатель Vinci второй ступени прошел испытания в октябре 2018 года, испытания второй ступени в сборе пройдут в Лампольдсхаузене. Кроме того, во французской Гвиане предстоит провести квалификационные испытания твердотопливных ускорителей P120C. Эти испытания откроют дорогу первому пуску новой ракеты.
Сергей Кузнецов
Его диаметр — десять метров
Орбитальный лунный зонд Lunar Reconnaissance Orbiter (LRO) получил снимки зоны крушения российской автоматической станции «Луна-25». На них был обнаружен кратер диаметром около десяти метров, который расположен на крутом юго-западном склоне 42-километрового кратера-спутника Понтекулан G, примерно в четырехстах километрах от расчетной точки прилунения «Луны-25». Кратер находится на уровне 360 метров ниже уровня лунной поверхности, его нет на снимках этой области, полученных LRO в 2020 году. «Луна-25» отправилась в космос 10 августа 2023 года, а через шесть дней вышла на окололунную орбиту. Станция должна была высадиться в окрестностях кратера Богуславский в южной приполярной области Луны 21 августа, однако из-за нерасчетного импульса при переходе на предпосадочную орбиту разбилась о Луну 19 августа. Подробнее о станции и истории ее создания можно прочитать в материалах «Первый в тундре» и «От „Луны“ до „Луны“».