Европейское космическое агентство провело огневые испытания твердотопливного двигателя P120C, который будет применяться в качестве бокового ускорителя перспективной ракеты-носителя тяжелого класса Ariane 6 и первой ступени ракеты легкого класса Vega-C. Если программа испытаний будет пройдена, ракета Vega-C с этим двигателем сможет совершить первый полет в 2019 году.
Ракета Ariane 6 разрабатывается в качестве замены для ракеты тяжелого класса Ariane 5. Она известна своей надежностью — с 2002 года ракеты этого семейства совершили 84 запуска, и лишь один из них был признан частично неудачным. Ariane 6 унаследовала от предыдущей версии общую концепцию конструкции и будет обладать схожими характеристиками, но при этом станет заметно дешевле как в производстве, так и в конечной стоимости запуска.
Ariane 6 будет иметь две центральные ступени, использующие жидкостные ракетные двигатели Vulcan и Vinci, а также твердотопливные боковые ускорители P120C. В зависимости от версии в ракете будет применяться два или четыре ускорителя. Каждый из них имеет длину 13,5 метров и диаметр 3,4 метра. В нем используется 142 тонны топливной смеси, которые обеспечивают максимальную тягу в вакууме в 4,61 меганьютон и позволяют двигателю работать на протяжении 135 секунд. Стоит отметить, что твердотопливные ускорители используются для разгона ракеты после старта и на низкой высоте их максимальная тяга ниже.
16 июля специалисты Европейского космического агентства провели первые огневые испытания двигателя. Они отметили, что первичные результаты не выявили аномалий в работе двигателя, хотя на полноценный анализ всех собранных данных уйдет несколько месяцев. ESA опубликовало запись испытаний, на которых можно видеть работу двигателя, а также его профиль тяги в конце записи:
Предполагается, что первый полет легкой ракеты Vega-C с этим ускорителем в качестве первой ступени состоится в 2019 году, а в составе Ariane 6 его могут испытать в 2020 году. В этом же году должен состояться первый полет сверхтяжелой ракеты SLS, в которой также будут использоваться боковые твердотопливные ускорители, но гораздо более мощные и большие. Этот ускоритель разработан на основе боковых ускорителей Space Shuttle. Наземные испытания двигателя прошли в 2015 и 2016 году.
Григорий Копиев
Starship стал еще выше за счет промежуточного отсека для «горячей» расстыковки
5 сентября на космодроме Starbase в Техасе SpaceX произвела установку прототипа корабля Starship S25 на вершину ускорителя Super Heavy B9, сообщается в твиттере компании. Оба прототипа будут участвовать во втором испытательном полете ракеты Starship, который, как ожидается, состоится в ближайшее время. По словам Илона Маска, сейчас компания ожидает разрешения на запуск от Федерального управления гражданской авиации США. После первого запуска 120-метровой ракеты Starship, который состоялся в апреле этого года и закончился взрывом (читайте об этом в нашем материале «Она рванула»), компания провела серьезную модернизацию стартовой инфраструктуры. Чтобы избежать разброса камней и образования под стартовым столом огромного кратера от работающих двигателей первой ступени, как это произошло при первом запуске, под ним установили стальную пластину со множеством отверстий, через которые распыляется большой объем воды. Работа системы напоминает направленный вверх и в стороны гигантский душ. Ракета также претерпела модернизацию — в конструкцию ускорителя Super Heavy B9 внесено более тысячи изменений в сравнении с предшественником B7. Самым существенным изменением стал установленный на вершине ускорителя промежуточный отсек для расстыковки ступеней по «горячей» схеме, которая предполагает запуск двигателей второй ступени в момент, когда она еще не отделилась от первой. Внутри отсека находится тепловой экран, который вместе с перфорированными боковыми стенками призван защитить ускоритель, отводя раскаленные газы наружу. 5 сентября на космодроме Starbase в Техасе прототип корабля Starship S25 был установлен на вершину уже находящегося на стартовом столе ускорителя Super Heavy B9 с помощью крана, прозванного «Mechazilla». За счет промежуточного отсека, установленного между ускорителем и кораблем, ракета стала выше на пару метров, побив собственный 120-метровый рекорд. По словам Илона Маска, Starship готов к запуску, однако необходимо дождаться разрешения от Федерального управления по гражданской авиации США (FAA). Ранее SpaceX уже получила лицензию на связь со Starship от Федеральной комиссии по связи (FCC), которая будет действовать с 7 сентября 2023 года по 23 февраля 2024 года. Кроме этого были проведены огневые испытания прототипов корабля и ускорителя. Таким образом SpaceX завершила основные этапы подготовки ко второй попытке запуска Starship на орбиту.