В птичьем помете не нашли мочевую кислоту

Исследование, которое провели американские ученые, показало, что в экскрементах птиц нет мочевой кислоты, как считалось ранее. Ученые, работа которых опубликована в журнале Journal of Ornithology, проанализировали экскременты шести видов птиц с помощью рентгеноструктурного анализа и не нашли мочевой кислоты ни в одном из них. Вместо этого ученые обнаружили в помете струвит, урат аммония и два неизвестных соединения: по-видимому, они появляются в ходе химических превращений мочевой кислоты в кишечнике.

Выделительной системе животных необходимо, в частности, избавляться от токсичных азотсодержащих продуктов метаболизма белков, и разные таксоны животных выводят этот ненужный азот по-своему. Млекопитающие, например, выводят азот в составе мочевины, а рыбы — с аммиаком. Птицы не могут выводить азот в мочевине, потому что это соединение слишком токсично и его было бы проблематично накапливать в яйце.Вместо мочевины птицы используют мочевую кислоту — она менее токсична, а кроме того плохо растворима, а значит потери воды с ней минимальны. Химический анализ и генетические исследования показали, что птицы действительно синтезируют мочевую кислоту, но исследование экскрементов птиц, проведенное в 60-х годах, показало, что мочевой кислоты в них нет. Другие исследования снова подтвердили наличие мочевой кислоты.

Николас Крауч (Nicholas M. A. Crouch) и его коллеги из Техасского университета в Остине провели новое исследование, чтобы выяснить, есть ли в птичьих экскрементах мочевая кислота. Они исследовали отходы жизнедеятельности птиц шести видов, которые находятся таксономически далеко друг от друга: эму (Dromais novaehollandiae), страуса (Struthio camelus), курицы (Gallus gallus), цесарки (Numida meleagris), виргинского филина (Bubo virginianus), сине-желтого ара (Aara ararauna), ендайи (Aratinga jandaya) и лорикета (Trichoglossus moluccanus). Образцы выделений всех, кроме курицы, птиц набрали в зоопарке, а куриный помет орнитологи собрали на заднем дворе соседей главного автора работы.

Все образцы изучили с помощью рентгеноструктурного анализа, а полученные дифракционные данные от образцов сравнили с информацией из Кембриджской кристаллографической базы. Совпадений с известными данными о мочевой кислоте не оказалось, но ученые нашли в образцах урат аммония, струвит и еще два соединения, идентифицировать которые они не смогли.

Хотя в слепую кишку птицы выводится моча, состоящая, по-видимому, в основном из мочевой кислоты, в дальнейшем она, по мнению ученых, превращается в другие азотсодержащие вещества — урат и струвит. Авторы ссылаются на данные прежних исследований, которые показали, что в слепой кишке птиц живут микробы, которые могут превращать мочевую кислоту в струвит и урат аммония; скорее всего, они и ответственны за отсутствие мочевой кислоты в экскрементах птиц.

Авторы уточняют, что наличие мочевой кислоты обнаружилось бы даже при загрязнении образцов, но этого не случилось. Теперь, как пишут ученые, необходимо выяснить природу двух неустановленных соединений, найденных ими в птичьем помете.

Мы писали о птичьем помете и раньше. Например о том, как он помогает сдерживать потепление в Арктике: частички помета служат ядрами для образования капель и, впоследствии, облаков, которые снижают инсоляцию Земли.

Максим Абдулаев