«Влюбленные из Модены» оказались мужчинами

Ученые выяснили, что «Влюбленные из Модены» — держащиеся за руки скелеты, похороненные на средневековом кладбище — при жизни были мужчинами, сообщается в Scientific Reports. Исследователи предполагают, что они могли быть родственниками, погибшими во время военного конфликта. Маловероятно, что они были гомосексуальной парой: в раннем средневековье такие отношения осуждались или считались преступлением.

В 2009 году при раскопках кладбища в итальянской Модене, которое датировали IV–VI веками нашей эры, археологи нашли двойное захоронение. Найденные в нем скелеты держались за руки. Находкой заинтересовались журналисты и еще до исследования останков решили, что умершие были любящими друг друга мужчиной и женщиной — скелеты даже прозвали «Влюбленными из Модены».

Однако с их подробным исследованием возникли сложности, потому что останки были в плохом состоянии. Поэтому итальянские исследователи под руководством Федерико Лульи (Federico Lugli) из Болонского университета, хотя и провели остеологический анализ, и определили пол одного из умерших (его назвали женщиной), решили перепроверить полученные результаты другим способом. Предварительный генетический анализ не дал результатов, поэтому авторы исследования решили использовать недавно разработанный метод определения пола останков по анализу зубной эмали.

Один из структурных белков зубной эмали, амелогенин, встречается в двух формах, у которых немного разная структура. У мужчин есть только форма Y, а у женщин встречаются обе формы белка — Y и X. Различить две формы амелогенина в эмали, и таким образом узнать пол владельца зуба, можно с помощью масс-спектрометрии.

Результаты анализа эмали «Влюбленных из Модены» показали, что они были мужчинами. Как выяснили исследователи после поиска в научной литературе, двойные захоронения, в которых скелеты держались за руки, изредка встречались в неолите, античности и даже в средние века. Но это всегда были мужчина и женщина, хотя в некоторых случаях не помешал бы анализ зубной эмали для более убедительных результатов.

Авторы исследования полагают, что «влюбленные» могли быть родными или двоюродными братьями. Возможно, они погибли в военной схватке и их похоронили в одной могиле. О том, что кладбище, на котором нашли умерших, могло быть военным, свидетельствовало большое количество останков травмированных людей, которые, по-видимому, погибли от ран. Ученые не исключают возможности, что в двойном захоронении была похоронена гомосексуальная пара, но считают, что это маловероятно. Учитывая то, что с конца IV века однополые отношения осуждались, а в VI веке они считались преступлением, вряд ли их стали бы выставлять напоказ.

Изредка археологи находят не только захоронения мужчины и женщины, державшихся за руки и после смерти, но и обнявшиеся скелеты. Подробнее о нескольких таких захоронениях можно прочитать в нашем материале «Любовь до гроба».

«Крепость темная и суровая: советский тыл в годы Второй мировой войны»