Место начала сезонной миграций горбатых китов можно определить по их песням, сообщает New Scientist со ссылкой на статью в Royal Society Open Science. Во время путешествий животные из нескольких популяций периодически скапливаются в одном месте и ученые, сравнивая их песни, могут определить, откуда приплыли разные особи.
Насчитывается четыре крупных группы горбатых китов, обитающих в северной части Тихого океана, Атлантике, Южном и Индийском океанах. Лето животные проводят в полярных и умеренных широтах, а зимой мигрируют в более теплые воды. Горбатые киты знамениты своими песнями, назначение которых до конца неизвестно. Исполняют их только самцы, и делают это, предположительно, для привлечения самок или перед конфликтом с другим самцом. По другой гипотезе, песни как-то связаны с эхолокацией. Они представляют собой сложные композиции, состоящие из отдельных единиц (нот), которые складываются во фразы, а потом в темы. Несколько тем образуют песню.
Британские и австралийские биологи под руководством Эллен Гарланд (Ellen Garland) из Сент-Эндрюсского университета и Майкла Ноада (Michael Noad) из Квинслендского университета ранее уже выяснили, что киты периодически меняют ту или иную песню. Причем они разучивают новые песни по частям, «миксуя» их со старыми. А некоторые популяции раз в 2-3 года полностью обновляют репертуар, заимствуя все песни у соседей.
В новом исследовании ученые показали, что песни позволяют проследить за путями миграции горбатых китов. Авторы осенью 2015 года записывали песни китов в южной части Тихого океана — у некоторых островов Океании, где киты собирались для кормежки и размножения, а также у восточного и северно-восточного побережья Австралии. В том числе ученые фиксировали песни китов у островов Кермадек, расположенных недалеко от Новой Зеландии. Здесь проходит один из путей миграции животных, поэтому вблизи архипелага встречаются особи из разных популяций. Всего авторы записали песни 52 самцов в разных частях Тихого океана и 39 китов у архипелага Кермадек.
Исследователи проанализировали песни, разбивая их на темы, фразы и даже ноты, и выделили песни трех типов. Песню первого типа исполняли преимущественно животные в центральной части Тихого океана, в том числе встречавшиеся рядом с островами Кука и Французской Полинезией. Второй тип встречался западнее, у Новой Каледонии, островов Тонга и Ниуэ. Песню третьего типа исследователи записали только у восточного побережья Австралии.
Затем авторы сравнили эти песни с теми, которые исполняли горбачи, встречавшиеся у архипелага Кермадек. Они обнаружили две версии песни первого типа (1а и 1б). Киты заимствовали ее, добавляя несколько нот или фраз, поэтому ее версии различались. Здесь встречались и песни, которые исполняли животные у острова Ниуэ и островов Новой Каледонии. Гораздо реже встречались песни записанные у островов Французской Полинезии. А киты, обитавшие у западных берегов Австралии, по-видимому, не доплывали до Кермадека, так как ученые ни разу не записали рядом с архипелагом песни третьего типа.
Горбачи не только исполняют песни, у них есть ряд социальных сигналов, которые издают как самцы, так и самки в любое время года. Как оказалось, в отличие от песен, эти вокализации не меняются десятилетиями. Как выяснилось, киты использовали 12 сигналов в течение 36 лет, все время наблюдения.
Им оказались латеральные столбы околоводопроводного серого вещества
Немецкие исследователи выяснили, что чувством щекотки и игривостью управляют латеральные части околоводопроводного серого вещества мозга. Для этого они щекотали крыс и играли с ними, при этом регистрируя активность мозговых структур. Отчет о работе опубликован в журнале Neuron.