«Песенная революция» упростила песни горбатых китов

Биологи выяснили, что песни горбатых китов (Megaptera novaeangliae) из восточной австралийской популяции каждые несколько лет сильно упрощаются, сообщается в Proceedings of the Royal Society B. Раз в 2–3 года киты совершают «революцию», полностью меняя свой песенный репертуар, перенимая его у самцов из западной австралийской популяции. После такой «революции» новые песни оказываются проще, чем старые, но за несколько лет они снова усложняются.

Песни горбатых китов представляют собой не просто набор звуков. Звуки или «единицы» песен складываются во фразы, которые, в свою очередь, образуют темы. От четырех до семи тем, которые повторяются в определенном порядке, образуют песню. Самцы из одной популяции поют ту или иную песню, но при этом ее паттерн постоянно меняется. В итоге примерно в течение года она превращается в новую.

Большинство горбатых китов предпочитают эволюционный вариант развития своего репертуара. Но, как выяснилось, самцы из восточной австралийской популяции раз в несколько лет совершают «песенную революцию» — они полностью меняют свой репертуар, заимствуя песни у китов из западной австралийской популяции с задержкой в 1–2 года.

Австралийские и британские биологи под руководством Майкла Ноада (Michael Noad) из Квинслендского университета записывали песни китов из восточной австралийской популяции в течение 13 лет и анализировали, как они меняются с течением времени. В том числе ученые отслеживали, как меняется сложность песни на всех уровнях. Как меняется количество единиц в теме, количество тем в песне и ее продолжительность, а также как меняет песни отдельная особь и насколько предсказуемы паттерны песни. Всего исследователи записали 412 песен, которые исполняли 95 самцов, от одного до 13 самцов ежегодно.

Оказалось, что по мере эволюции песен их сложность возрастала: увеличивалась их продолжительность, в темах появлялось больше единиц и их разнообразие возрастало, а в песне увеличивалось количество тем. После «революции» песни, наоборот, становились короче и в них было меньше единиц и тем, но затем они постепенно усложнялись вновь.

Авторы статьи предположили, что подобное упрощение можно объяснить тем, что песни, которые заимствуют киты, проще сами по себе. Либо самцы сами частично сокращают песни, потому что не могут сразу выучить много нового материала. Возможно и третье объяснение — возможно, что киты полностью меняют репертуар потому, что проще перейти на новую (пусть даже и более простую) песню и усложнять ее, чем продолжать украшать и без того сложную старую.

Ранее исследователи выяснили, что горбатые киты хотя и меняют песенный репертуар, и при разучивании новых песен «миксуют» их со старыми, зато их социальные сигналы остаются неизменными в течение десятилетий. И они оказались не единственными любителями смены репертуара. Гренландские киты поют одни и те же песни всего несколько дней или месяцев, и лишь отдельные остаются на весь сезон. Поэтому исследователи сравнили их песни с джазом.

Корень резуховидки отличил верх от низа благодаря белку LAZY