Песни гренландских китов сравнили с джазом. Они меняются каждый год

Песни гренландских китов настолько разнообразны и так часто меняются, что океанографы сравнили из с джазом. Ученые за три года собрали 184 песни китов из шпицбергенской популяции и опубликовали результаты анализа аудиозаписей в журнале Biology Letters.

Гренландские (или полярные) киты (Balaena mysticetus) обитают в полярных широтах Северного полушария. Они могут достигать 18 метров в длину и весить до 100 тонн. Полярные киты долгожители, по оценкам зоологов, они могут жить свыше ста лет. В отличие от других видов, например, горбатых китов, гренландские киты не мигрируют на юг, а круглый год живут в богатых зоопланктоном арктических водах. Хотя они не особо социальны, и перемещаются либо в одиночку, либо небольшими группами, у полярных китов существует богатый репертуар вокализаций, с помощью которых они общаются во время кормежки и передвижений. Кроме того, самцы полярных китов поют длинные сложные песни, особенно активно в период размножения, с ноября по март.

Гренландские киты — одни из немногих млекопитающих, поющих песни, они издают серии звуков с меняющейся частотой и амплитудой, которые объединяются в «фразы», длятся как минимум несколько минут, и повторяются на протяжении часов или дней. Подобные песни «исполняют» некоторые летучие мыши, гиббоны, даманы, мыши и некоторые китообразные, например, горбатые или синие киты. Песни горбатых китов имеют иерархическую структуру и строятся от звуковых «единиц» к фразам, а от них — к темам. С годами их структура меняется, а иногда киты обновляют репертуар. У каждой популяции свои песни, но разные популяции «обмениваются» ими друг с другом.

Песни гренландских китов изучены намного хуже. Биологи проводили лишь единичные исследования продолжительностью в несколько дней или месяцев, во время которых они заметили, что киты исполняют несколько типов песен, а пик их вокальной активности приходился на самое темное и холодное время года.

Океанографы из Вашингтонского университета в Сиэтле под руководством Кейт Стаффорд (Kate Stafford) решили проанализировать вокальный репертуар полярных китов в осеннего и зимнего сезонов. Они изучали шпицбергенскую популяцию гренландских китов (которая насчитывает около 200 особей) с 1 октября до 30 апреля в 2010-2011, 2012-2013 и 2013-2014 годах. Исследователи записывали вокализации китов 24 часа в сутки на гидрофон, установленный на исследовательской станции Fram Strait Норвежского полярного института. Она находится между Гренландией и Баффиновой землей, поэтому снять показания можно только летом, когда открыта навигация.

За три сезона ученые насчитали 184 песни, которые исполняли полярные киты. Наиболее разнообразный репертуар наблюдался в январе и декабре и он довольно быстро менялся. Большинство песен киты исполняли по несколько часов или дней, они редко задерживались в их репертуаре дольше месяца. Но немногие из них оставались на весь сезон.

По словам исследователей, разнообразие и изменчивость вокального репертуара китов сравнимы только с репертуаром некоторых видов певчих птиц. Остальные «поющие» млекопитающие из года в год поют те же песни. «Если песни горбатых китов можно сравнить с классической музыкой, песни гренландских — с джазом», — объясняет Кейт Стаффорд (Kate Stafford). «Их песни имеют более свободную форму. И когда мы анализировали акустические данные, собранные в течение разных сезонов, мы увидели, что не только ни один тип песен не повторяется из года в год, но каждый сезон появляется новый набор песен».

Исследователи затрудняются объяснить такой разнообразный репертуар. Они предполагают, что в шпицбергенской популяции могут обитать «иммигранты» с востока или запада, у которых свой набор песен. Однако это не объясняет смену репертуара от года к году. Возможно, разнообразный репертуар дает самцам гренландских китов репродуктивное преимущество, но какое — пока неизвестно.

Ранее биологи выяснили, как разучивают свои песни горбатые киты. Они разделяют песни на сегменты и учат их по кусочкам, вставляя сегменты новых песен в старую и даже «миксуя» старую и новую темы.

Изменение трех генов вызвало партеногенез у дрозофил