Палеопаразитологи выделили древнейшую ДНК паразитического организма, сообщается в Parasitology. Яйца гельминта Toxascaris leonina оказались в копролитах пумы, оставленных 16,57–17 тысяч лет назад в пещере на северо-западе современной Аргентины.
Анализировать древнюю ДНК сложно из-за ее нестабильности и загрязнений бактериальной ДНК. Так как бактерии всегда есть рядом с останками или на них, бактериальной ДНК в образцах может оказаться намного больше, чем необходимой исследователям ДНК людей или животных. Тем не менее, в конце прошлого века палеогенетики разработали методы очистки и реконструкции древней ДНК, которые позволили исследовать все более старые образцы. Палеогенетикам удалось получить высококачественный геном неандертальца, жившего 50 тысяч лет назад, секвенировать геном денисовского человека, жившего 30–50 тысяч лет назад. Также ученые получили последовательность и древнейшего на сегодняшний день генома человека современного типа, который жил 45 тысяч лет назад в Сибири.
У палеопаразитологов успехи пока скромнее. Аргентинские ученые под руководством Ромины Петрайт (Romina S. Petrigh) из Научно-технологического центра в Мар-дель-Плата смогли получить фрагменты древнейшей ДНК паразитического организма, но ей не более 17 тысяч лет. Авторы выделили ее из копролитов пумы, которые хищник оставил в пещере на севере Патагонии 16,57–17 тысяч лет назад. По генетическим маркерам ученые определили, что это был Toxascaris leonina, гельминт, который обычно встречается у кошачьих и псовых.
«Мы находили доказательства наличия паразитов в копролитах животных и раньше. Но все эти остатки были более поздними, их возраст насчитывал несколько тысяч лет. Последняя находка показывает, что эти круглые черви заражали животных Южной Америки еще до появления в этом регионе первых людей 11 тысяч лет назад», — говорит Петрайт.
Исследований, посвященных человеческим паразитам, намного больше, поэтому, мы больше знаем об организмах, заражавших древних людей. В частности о том, что кишечные паразиты встречались у жителей древнейших на планете поселений и что санитарные учреждения, существовавшие в древних обществах, спасали людей от паразитических инфекций далеко не всегда.
Екатерина Русакова
Вымершие гигантские марабу с острова Флорес, которых считали нелетающими, все же были способны к активному полету. К такому выводу пришли палеонтологи, проанализировав кости этих птиц, обнаруженные за последние двенадцать лет. Кроме того, исследователям пришлось отказаться от идеи, что флоресские марабу приобрели выдающиеся размеры за счет островного гигантизма. Как отмечается в статье для журнала Royal Society Open Science, более вероятно, что они унаследовали эту черту от предков с континента. Согласно данной гипотезе, марабу с Флореса были одними из последних представителей эволюционной линии гигантских марабу.