Копролиты помогли выявить кишечных паразитов у жителей Чатал-Хююка

Жители одного из древнейших поселений, Чатал-Хююка, страдали от кишечных паразитов, сообщается в статье, опубликованной в Aniquity. К такому выводу пришли исследователи, изучив найденные в поселении копролиты. В них обнаружили яйца власоглавов — круглых червей, вызывающих трихоцефалез (кишечное заболевание, которое может приводить к воспалению толстой кишки и анемии). Ученые полагают, что заболевания, которыми страдали древние люди, могли измениться по мере возникновения сельского хозяйства и перехода к оседлому образу жизни.

По мере того, как человечество переходило от охоты и собирательства к земледелию и скотоводству, появлялись селения, в которых скученно жили довольно много людей. Новый образ жизни, вероятно, привел к распространению неизвестных ранее паразитарных заболеваний. Возбудители заболеваний скапливались в кучах мусора в поселениях, а неизвестные до тех пор виды паразитов появились вместе с одомашненными растениями и домашними животными.

Первыми, кто около девяти тысяч лет назад начал заниматься сельским хозяйством и основывать поселения, были жители Плодородного полумесяца, территории на Ближнем Востоке, в которую входили современный Ирак, Сирия и часть Турции. Оттуда первобытные фермеры мигрировали, в том числе и на запад, в Европу. Ранее исследователи изучили (1, 2) неолитические захоронения на Кипре, сделанные 8-10 тысяч лет назад, и неолитическое поселение, существовавшее примерно семь тысяч лет назад юго-востоке современной Испании на предмет возбудителей паразитарных заболеваний. Они обнаружили яйца паразитов, в том числе бычьего цепня, личинки которого развиваются в теле крупного рогатого скота, и печеночной двуустки, которые могут заражать, как коров и овец, так и людей.

Британские и французские ученые под руководством палеопаразитолога Пирса Митчелла (Piers Mitchell) из Кембриджского университета впервые обнаружили яйца кишечных паразитов в неолитическом поселении на Ближнем Востоке. Чатал-Хююк, неолитический «протогород», находившийся в центральной части современной Турции, считается одним из древнейших поселений. Оно было основано около девяти тысяч лет назад и покинуто жителями примерно 7,6 тысячи лет назад. Ученые исследовали найденные здесь копролиты, датированные периодом 8,1–8,4 тысячи лет назад, и шесть захоронений, сделанных 9,1–8,3 тысячи лет назад. В захоронениях исследователи брали образцы почвы над крестцом, в том месте, где находился кишечник, и проверяли их на наличие яиц кишечных паразитов. Для того, чтобы удостовериться, что копролиты остались от людей, а не от животных, авторы провели их липидный анализ, проверяя состав стеринов и желчных кислот.

Исследователи не нашли паразитов в захоронениях, но обнаружили яйца власоглава (Trichocephalus trichiurus) в двух из четырех копролитов. Гельминт власоглав паразитирует только в организме человека и вызывает заболевание трихоцефалез. Паразит обитает в кишечнике и питается тканевой жидкостью и кровью. Заболевание часто протекает бессимптомно, но в тяжелых случаях может приводить к воспалению толстой кишки и анемии. Власоглавы обитают в почве и попадают в человеческий организм вместе с грязными фруктами и овощами, либо с водой.

«Так как письменность изобрели на три тысячи лет позднее того времени, когда существовал Чатал-Хююк, люди не могли записывать того, что происходило с ними в течение жизни. Это исследование позволяет нам впервые представить, что чувствовали некоторые из доисторических людей, живших в Чатал-Хююке, которые были заражены паразитами», — говорит ведущий автор исследования Марисса Леджер (Marissa Ledger).

В дальнейшем авторы планируют исследовать паразитов, которыми страдали жившие на Ближнем Востоке в эпоху неолита охотники-собиратели. Это поможет понять, как переход к оседлому образу жизни повлиял на заболевания древних людей.

В одной из своих предыдущих работ исследователи под руководством Пирса Митчелла выяснили, что жители острова Кея в Эгейском море тоже страдали от паразитарных заболеваний, в частности трихоцефалеза и аскаридоза, со времен неолита и до эпохи Римской империи. Кроме того, исследователям удалось определить, каких гельминтов описывал в своих сочинениях Гиппократ.

В Подмосковье нашли печать наполеоновского офицера