Стремление к принятию более рискованных решений объясняется колебаниями в активности отделов мозга, входящих в дофаминергическую систему. Это выяснили британские ученые, которые оценили, как работа отделов головного мозга, отвечающих за синтез дофамина, в состоянии покоя объясняет рискованное поведение. Оказалось, что чем ниже активность рассмотренных участков, тем охотнее люди идут на риск, причем вне зависимости от того, сколько потенциально они могут выиграть или проиграть, пишут ученые в Proceedings of the National Academy of Sciences.
Экономические модели, посвященные принятию решений покупателя на рынке, не всегда соответствуют действительности — в реальности поведение человека предсказать очень сложно (подробнее об этом вы можете прочить, например, в нашей небольшой серии блогов о когнитивных искажениях). В особенности это хорошо заметно в ситуациях, где решение необходимо принимать в условиях большой определенности и тогда, когда существует некоторый риск. Изучением принятия решений в таких ситуациях успешно занимаются специалисты в области поведенческой экономики, которые в основном рассматривают влияние внешних факторов. Тем не менее, существуют и внутренние факторы: то, как работает человеческий мозг, во многом сказывается на принятии решений.
Во многом это касается работы системы вознаграждения головного мозга, а также связанных участков префронтальной коры, отвечающих за когнитивные функции (в частности, например, за когнитивный контроль, который не дает принимать чересчур рискованные решения). Связь двух этих систем во многом обеспечивают дофаминергические пути, а сам нейромедиатор дофамин — один из ключевых не только в обеспечении работы моторных функций, но и системы вознаграждения.
До сих пор, однако, до конца не ясно, как индивидуальные особенности работы дофаминергической системы вне воздействия внешних стимулов влияют на процесс принятия решений. Разобраться в этом решили ученые из Университетского колледжа в Лондоне под руководством Бенджамина Чу (Benjamin Chew).
Ученые провели эксперимент с помощью фМРТ. По сути, этот метод не дает объективно оценить работу дофамина в головном мозге, но проследить ее можно по активности двух участков, входящих в средний мозг — в черной субстанции и в вентральной области покрышки. В этих участках дофамин синтезируется в самом большом количестве, а также оба они вовлечены в процесс принятия решений в состоянии риска.
Всего в эксперименте приняли участие 43 человека. Активность черной субстанции и вентральной области покрышки исследователи оценили при помощи фМРТ в состоянии покоя — то есть без какого-либо воздействия внешнего стимула — после чего разделили ее на высокую и низкую по группе. После этого участникам необходимо было пройти эксперимент, в котором на выбор давались две опции для выбора денег. Одна была сравнительно безопасной: выбрав ее, участник получал, например, 2,8 фунта стерлингов к своему общему выигрышу. Во второй опции с неизвестной вероятностью участник мог получить либо выигрыш в шесть фунтов, либо не получить ничего.
Ученые выяснили, что в том случае, если активность черной субстанции и вентральной области покрышки была ниже, участники выбирали более рискованную опцию в 59,6 процента случаев, а если выше — в 56,2 проценте — небольшая, но значимая (p < 0,001) разница, размер которой объясняется косвенным измерением работы дофаминергической системы. При этом изменения в активности рассмотренных зон не были связаны с тем, какой выигрыш может получить участник: на рискованное поведение участники с пониженной активностью черной субстанции и вентральной области покрышки шли вне зависимости от того, сколько денег стояло на кону. Кроме того, активность дофаминергической системы в состоянии покоя также была связана и с тем, какой она будет во время выполнения задания с принятием рискованных решений.
Авторы пришли к выводу, что вариативность принятия решений в условиях высокого риска во многом объясняется колебаниями в работе дофаминергических нейронов до того, как решение должно быть принято, и находится под ее влиянием. По сути, большее предпочтение к рискованным опциям при низкой активности черной субстанции и вентральной области покрышки объясняется вовлеченностью этих отделов в процесс когнитивного контроля, который, судя по всему, существенно снижается.
Про принятие рискованных решений и факторы, которые на него влияют (как внутренние, так и внешние), мы пишем достаточно часто. Например, вы можете прочитать о том, как людей заставляет идти на риск кислое и ношение велосипедного шлема (даже вне дороги), а также о том, как мозг тревожных людей не дает им пойти на риск.
Елизавета Ивтушок
Возможность списать во время онлайн-экзамена, по всей видимости, не принесла особой выгоды
Почти две тысячи американских студентов, которые сдали экзамены дистанционно, получили за них оценки, очень похожие на результаты очных экзаменов. Даже несмотря на то, что во время онлайн-экзамена не контролировался доступ к внешним источникам информации — списать было возможно, но, по всей видимости, это не принесло заметной выгоды. Статья опубликована в журнале The Proceedings of the National Academy of Sciences. В 2020 году во многих странах был объявлен карантин, в России — самоизоляция, по причине которых большинство учебных заведений перешли на дистанционное обучение. Сначала преподаватели вели онлайн лекции и семинары, а затем начали и принимать экзамены. В некоторых учебных учреждениях и сегодня сохранилась дистанционная форма приема экзаменов для широкой аудитории. Например, дополнительные вступительные испытания в МГУ абитуриенты проходят онлайн. Однако данных, которые подтверждают, что онлайн-экзамены однозначно не уступают их очному эквиваленту, нет. Некоторые исследования не показали никакой разницы, в то время, как в других ученые отмечают, что учащиеся получают более высокие баллы на онлайн-экзаменах без наблюдения, чем на очных экзаменах или онлайн с прокторингом (процедура контроля на онлайн-экзамене). Также открытой остается проблема списывания при онлайн-экзаменах — сложно оценить, насколько возможность обратиться к внешним источникам информации влияет на итоговый результат. Джейсон Чан (Jason Chan) и Дави Ан (Dahwi Ahn) из Университета штата Айова проанализировали результаты экзаменов 1998 студентов одного из университетов США. Учащиеся сдали экзамены по 18 учебным дисциплинам, которые преподавались в весеннем семестре 2020 года. Этот семестр поделился почти пополам: в первую его часть студенты учились и экзаменовались очно, а во вторую — дистанционно и без прокторинга. И если прежде ученые могли сравнивать результаты разных студентов, очников с дистанционными, то во втором семестре 2020 года сложилась уникальная ситуация: можно было сравнить очные результаты студента с его же онлайн результатами. При этом в первой половине семестра студенты сдали экзамены очно, и далее продолжили изучать тот же предмет, и по нему же во второй половине семестра сдали экзамены дистанционно. Как в первую, так и во вторую половину семестра учащиеся прошли схожую форму тестирования, например, заполнили тест или написали эссе. Кроме того, важно, что в выборку вошли студенты младших и старших курсов, студенты, которые изучали общие и специальные дисциплины из различных областей знания (гуманитарные, социальные, естественные, технические). Оказалось, что результаты неконтролируемых онлайн-экзаменов очень напоминали оценки очных экзаменов под наблюдением. Достаточно высокая корреляция между оценками на очных и онлайн-экзаменах наблюдалась независимо от типа вопросов (тест, эссе), области знания, уровня курса, продолжительности экзамена и числа студентов, которые сдали тот или иной предмет. Однако корреляция между баллами в первой и второй половине полностью очного семестра 2018 года была значимо выше, чем весной 2020 года (p = 0,016). Когда же тот же показатель вычислили только для курсов, которые преподавались и в 2018, и 2020 годах, то значимых различий авторы не обнаружили (p= 0,107). Предположительно, разница может быть связана с большей возможностью списать на экзамене, который проходит онлайн. Если это так, то студенты, которые сдали очные экзамены на более низкие баллы, выиграют от перехода к онлайн-экзамену и получат на нем непропорционально высокие оценки. В этом случае график связи между оценками онлайн экзамена и баллами его очной версии будет выглядеть как кривая с более плоской левой частью. Но анализ показал, что речи о нелинейной зависимости между оценками очного и онлайн экзаменов не могло и быть (p = 0,784), эта взаимосвязь была линейной (p