Российские палеонтологи обнаружили в бирманском янтаре четыре новых вида сетчатокрылых — насекомых, существующих и в наши дни. В отличие от современных представителей отряда, для которых характерен грызущий ротовой аппарат, у найденных древних сетчатокрылых были хоботки, говорится в Cretaceous Research. Ученые назвали двух из них хоботуном (Khobotun elephantinus) и буратиной (Buratina truncata, в честь героя одноименного фантастического романа Михаила Харитонова). Коротко результаты исследования изложены в пресс-релизе Института палеонтологии имени Борисяка РАН, поступившем в редакцию N+1.
У взрослых насекомых из отряда сетчатокрылых (Neuroptera) есть по две пары крыльев с многочисленными прожилками, обычно они прозрачные. У этих насекомых грызущий ротовой аппарат и большинство из них — хищники. Сетчатокрылые появились в пермском периоде (298,9-251,9 миллионов лет назад). За время эволюции среди них появлялись необычные организмы. Например, представителей вымершего семейства каллиграмматид (Kalligrammatidae) палеонтологи называют «бабочками юрского периода» за большие крылья. У представителей вымершего подсемейства Paradoxosisyrinae вместо грызущего ротового аппарата был хоботок, который позволял им питаться нектаром цветковых растений. Однако до недавнего времени был известен только один представитель парадоксосизирин.
Палеонтологи Александр Храмов, Евгений Ян и Дмитрий Копылов из Палеонтологического института РАН описали четыре новых рода и вида парадоксосизирин, представителей которых нашли в бирманском янтаре. Камень добывают в шахтах на севере Мьянмы (бывшая Бирма) в Юго-Восточной Азии. Возраст янтаря, который определили уран-свинцовым методом, оказался 98,79 ± 0,62 миллиона лет. Древние парадоксосизирины были размерами с небольшого комара — от трех до 5,6 миллиметров. На теле у них были волоски, к которым могла прилипать пыльца. У всех у них были хоботки длиной от 0,5 до одного миллиметра, и, по мнению авторов исследования, все найденные насекомые питались нектаром. В янтаре вместе с насекомыми сохранились небольшие цветы, которые, по-видимому, и снабжали их пищей.
По строению хоботки древних сетчатокрылых и современных насекомых были непохожи друг на друга. У парадоксосизирин хоботок состоял из двух раздвоенных на конце трубочек (у современных насекомых она одна), в каждой из которых было две створки. Из-за того, что они неплотно смыкались между собой, древние насекомые не могли подкачивать жидкость с помощью мышечного насоса, как делают современные бабочки или мотыльки. Они вынуждены были полагаться на капиллярный эффект, что было неэффективно. Ученые выяснили, что парадоксосизирины не были кровососущими или хищниками, так как строение хоботка не позволяло и этого. Конец хоботка был покрыт волосками и не был заострен, так что не годился для прокалывания кожи или кутикул насекомых.
Ученые назвали новые таксоны, один из видов получил название Buratina truncata, в честь одноименного длинноносого героя фантастического романа Михаила Харитонова, а еще один назвали Khobotun elephantinus, «хоботун слоновый».
Авторы
предполагают, что анатомия хоботка
стала причиной вымирания подсемейства
парадоксосизирин. «Эти сетчатокрылые
были результатом неудачного эволюционного
эксперимента, если можно так выразиться»,
— говорит руководитель исследования, старший научный сотрудник
ПИН РАН Александр Храмов. «Их хоботок напоминал
рыхлый веник и значительно уступал
по своей функциональности хоботку
пчел, мух и бабочек. Поэтому
парадоксосизирины
проиграли конкурентам
и вымерли. Это была тупиковая ветвь
эволюции».
За время промышленной добычи янтаря в Мьянме палеонтологи нашли в нем окаменелости представителей более 500 семейств беспозвоночных, позвоночных, растений, грибов и простейших. Ранее мы рассказывали, что в бирманском янтаре нашли окаменелости древнейшего хамелеона, птенца энанциорнисовой птицы, цветы неизвестного вида растений, многоножку.
Екатерина Русакова