Прекрасно сохранившйся птенец найден в стомиллионнолетнем янтаре

Китайские орнитологи обнаружили замечательно сохранившуюся энанциорнисовую птицу в куске янтаря. Только что вылупившийся птенец обладал странным сочетанием взрослых перьев и протоперьев, а большая часть тела его была голой. Работа опубликована в Gondwana Research.

В смолу попадают самые разные организмы, а также отдельные части их тела — так, в 2016 году на мьянманском рынке в куске янтаря обнаружили отлично сохранившийся кусок хвоста перистого динозавра возрастом около ста миллионов лет. Мьянманский янтарь вообще оказался источником большого числа находок, там и раньше обнаруживали перья древних птиц.

Новый кусок янтаря с перистым животным тоже изначально обнаружен на рынке Мьянмы, и возраст его тоже составляет примерно сто миллионов лет. Некоторое время он хранился в китайском музее, и только недавно орнитологи обратили на него внимание — после чего стало понятно, что именно представляет собой его содержимое. Особь внутри него, как и в описанной выше находке, относится к энанциорнисовым («противоположным птицам») — вымершей группе, жившей в меловом периоде, и это самый хорошо сохранившийся образец подобного животного из обнаруженных на сегодняшний день.

Энанциорнисовые — небольшие птицы, которые были распространены по всей планете, хорошо летали и предпочитали лесные территории. Они жили одновременно с предками современных птиц, и, по-видимому, представляли собой доминирующую группу, однако в конце мелового периода (66 миллионов лет назад) полностью исчезли вместе с динозаврами. Сейчас описано около шести десятков их видов. Они отличались от современных птиц, главным образом, наличием зубов, когтей на крыльях и строением плечевого пояса — в частности, плечевая кость находилась у них в обратном, протрагированном положении. Сустав был устроен поэтому «наоборот» по сравнению с суставами современных птицами. Как они при этом летали, до сих пор не вполне ясно, ученые пока не смогли полностью объяснить механизм этого процесса.

Очертания и детали строения птицы в янтаре видны очень хорошо — однако следует понимать, что это всего лишь ее разложившийся «отпечаток», и ДНК оттуда, к сожалению, невозможно выделить. В смоле можно разглядеть кусок головы и шеи, часть крыла и задней ноги, а также мягкие ткани хвоста. Хорошо видны ухо и веко. Это была очень юная особь — скорее всего, недавно вылупившийся птенец.

Предыдущие находки позволили ученым предположить, что из яиц энанциорнисовые птицы вылуплялись уже с перьями и сразу могли самостоятельно перемещаться. Новые данные говорят о том, что, по-видимому, такие птенцы обладали хвостовыми и маховыми перьями, больше похожими на контурные перья взрослых птиц, но тело их при этом было практически голым, не считая некоторого количества протоперьев (в отличие от тела современных птенцов, которое покрыто пухом).

Ученые предполагают, что птенцы энанциорнисовых птиц вылуплялись на земле и залезали на деревья. Именно на этом пути им и могла встретиться смертоносная смола. По мнению исследователей, одной из причин, по которой эти птицы вымерли, могло стать отсутствие родительской опеки. Почти все современные птицы заботятся о своем потомстве после его вылупления, иногда в течение долгого времени — недавно мы рассказывали о том, что даже галапагосские пингвины иногда кормят своих выросших детей.