Американские исследователи проанализировали Твиттер более четырех тысяч пользователей на территории Сан-Франциско и по геоданным выяснили, что, находясь в парке, они пишут более радостные твиты, и такой эффект длится еще несколько часов после завершения прогулки. Для анализа ученые воспользовались так называемым «гедонометром» — сервисом, который выставляет оценку текстам по эмоциональной окраске используемых слов. По словам ученых, работа которых опубликована в журнале People & Nature, сделанные во время прогулки твиты по эмоциональному окрасу были сопоставимы с рождественскими.
Среди рекомендаций, которые обычно дают людям, стремящимся обеспечить себе счастливую жизнь (во многом речь идет о снижении риска развития психических расстройств), часто выделяют прогулки. В частности, недавние исследования показывают, что всего 20 минут неспешной прогулки на природе могут снизить стресс: после такого времяпрепровождения снижаются показатели двух биомаркеров стресса (уровня кортизола и альфа-амилазы в слюне).
Ученые под руководством Аарона Шварца (Aaron Schwartz) из Университета Вермонта, занимающиеся изучением влияния городской среды на человека, для оценки того, как прогулки влияют на настроение людей, решили проанализировать их твиты. Для этого они автоматически собрали твиты, которые в период с 19 мая по 2 августа 2016 года публиковали пользователи с территории Сан-Франциско. Город выбрали не случайно: авторы отмечают, что 98,2 процента жителей Сан-Франциско живут в пешей доступности от парка (следует уточнить, что под «парками» в работе подразумеваются как реальные парки, так и площадки для игр и спортивные площадки, а также общественные пространства — разумеется, на улице).
Из всех собранных твитов (около 70 тысяч за день) ученые отобрали те твиты, которые были отмечены геолокацией, попадающей под определение парка: так ученые выделили тех, кто за изучаемый период точно был в парке. После чего для каждого из таких пользователей (всего их оказалось 4688) исследователи выгрузили 3,2 тысячи самых последних твитов.
Для дальнейшего анализа ученые воспользовались «гедонометром» (Hedonometer): этот сервис позволяет автоматически определять эмоциональный окрас текста на основе входящих в него слов. Всего в словарь «гедонометра» входят чуть больше десяти тысяч самых частотных слов английского языка, каждому из которых присвоено значение от 1 (грустное) до 9 (счастливое) на основе оценки, которую им дали пользователи краудсорс-сервиса Amazon Mechanical Turk. К примеру, согласно «гедонометру», оценка слова «солнечный свет» равняется 7,9, а слова «пробка» (имеется в виду автомобильная пробка) — 3,3.
Из анализа были исключены слова, оценка которых находится в промежутке от 4 до 6, так как это, в основном, нейтральные и часто контекстно-зависимые слова (авторы приводят в пример слова «церковь» с оценкой 5,5 и «капитализм» — 5,2). Также ученые исключили слова, которые как-либо связаны с рассматриваемыми в исследовании парками. В качестве показателя общей эмоциональности твита ученые использовали усредненную по частотности эмоциональную оценку каждого слова, которое в него входит. После этого ученые также оценили зависимость общей оценки эмоциональной составляющей твита от типа парка.
Ученые выяснили, что средняя эмоциональная оценка для твитов, написанных во время прогулки в парке, равнялась 6,43 баллам. Для сравнения средняя оценка твитов за весь 2016 год была на уровне 6,04, а самого высокого показателя в 6,26 балла она достигала в канун Рождества. Интересно, что положительно окрашенными твиты оставались в течение четырех последующих часов после посещения парков — в сравнении с твитами, написанными в течение шести часов до. Что касается вида парков, то самыми «полезными» для твитов оказались посещения региональных парков (природных участков с сохраненным ландшафтом): средний рост эмоциональной оценки твита после его посещения составил 0,264 балла.
Авторы работы пришли к выводу, что, судя по оценке семантической составляющей речи, которая используется в социальных сетях, прогулка в парке в действительности связана с более высоким эмоциональным окрасом твитом. Из-за того, что речь в действительности достаточно хорошо передает состояние человека и в определенной мере отражает его мышление, результаты этой работы можно оценивать как еще одно подтверждение благоприятного влияния прогулок на настроение и психическое самочувствие. При этом авторы говорят и об очень важном ограничении работы: неясно, были ли связаны более позитивные твиты именно с фактом прогулки, или же они коррелировали с теми активностями, которыми занимались люди в парках: например, со встречами с друзьями или спортивными играми.
С помощью «гедонометра» исследователи анализируют не только твиты, но и литературные произведения. Например, несколько лет назад с помощью этого сервиса ученые изучили более полутора тысяч произведений и выяснили, что основных литературных сюжетов можно выделить всего шесть.
Елизавета Ивтушок
Исследование касалось современного искусства
У людей, которые прочитали информацию о содержании картины, расширяются зрачки, увеличивается электрическая активность кожи (потоотделение), и они подробнее изучают картину по сравнению с теми, кто ничего не читал. Кроме того, после просмотра картины такие люди оценивали ее как более привлекательную. Как считают итальянские ученые, чье исследование опубликовано в журнале PLOS One, такая реакция, во-первых, говорит о лучшем подключении к восприятию картины, а во-вторых, о важности музейных этикеток и информации на них. В последние годы появляется все больше данных о том, что культурный и эстетический опыт, связанный с восприятием произведений художественного искусства, благотворно влияет на состояние здоровья. При этом стало понятно, что важно не только то, с какой конкретно картиной взаимодействует посетитель музея, но и то, как выставляются работы: дизайн выставки, культура обслуживания в музее и текст музейных этикеток. Хотя поясняющая информация с музейных этикеток помогает лучше понять и оценить исследуемую посетителем картину, некоторые музеи осознанно отказываются от них, чтобы процессу эстетического переживания ничего не мешало. Однако такая тактика не работает в музеях современного искусства: человеку с низкой художественной подготовкой легче понимать фигуративную живопись, а не абстрактную, и непонимание заложенного смысла в таких картинах может отбить охоту к посещениям подобных музеев. Мария Микела Дель Вива (Maria Michela Del Viva) из Флорентийского университета исследовала, как на эмоциональном и физиологическом уровне отражается предварительное ознакомление с информацией о картине. Для этого ученые под ее руководством провели эксперимент с 30 здоровыми студентами не творческих факультетов, которые не интересуются искусством (за последний год посещали художественные выставки не более двух раз) и предпочитают фигуративную живопись абстрактной (р < 0,05). Эксперимент заключался в том, что две группы перед просмотром каждой из восьми картин в частном музее современного искусства Roberto Casamonti Collection читали табличку с информацией об авторе, названии, дате написания картины и технике (содержательные таблички). Спустя месяц (второй сеанс) участники повторяли то же действие, однако двадцати участникам экспериментальной группы предлагалось ознакомиться еще и с описанием содержания картины на информационной табличке. Ученые отслеживали диаметр зрачков и движения глаз с помощью носимой гарнитуры, а датчик в виде браслета фиксировал электрическую активность кожи и частоту сердечных сокращений. После просмотра каждой картины участник оценивал по пятибалльной шкале сложность и понятность картины, информативность названия, положительные и отрицательные эмоции, общее восприятие, интерес и любопытство к другим работам того же автора. Также участники сообщали, знакомы ли им эти картины и художники (двое из тридцати участников были знакомы с некоторыми картинами в галерее). Ученые обнаружили, что участники экспериментальной группы тратили больше времени на изучение картины после прочтения информации о содержании картины (р < 0,001), тогда как участники контрольной группы смотрели на картины дольше в первом сеансе (p < 0,001). Опросник, в котором участники по пятибалльной шкале оценивали характеристики переживаемого опыта после просмотра каждой картины, показал, что описательные таблички снижают оценку сложности работы (p < 0,05), повышают понятность содержания картины (p < 0,01), информативность названия (p