Космический телескоп «Спитцер» получил инфракрасное изображение галактики Веретено, видимой с ребра. Она классифицируется как линзовидная галактика, а ее изучение позволяет понять, как галактики одного типа могут превращаться в галактики другого типа, сообщается на сайте телескопа.
Галактика NGC 5866 Веретено находится на расстоянии 44 миллионов световых лет от Земли в созвездии Дракона. Она относится к линзовидным галактикам, промежуточному типу между спиральными и эллиптическими галактиками по классификации Эдвина Хаббла. Этот тип галактик характеризуется как наличием балджа и диска, как у спиральных галактик, так и крайне низкой скоростью звездообразования и большим количеством старых звезд, что больше свойственно эллиптическим галактикам. NGC 5866 имеет диаметр около 60 тысяч световых лет. Галактика видима с ребра, что несколько осложняет процесс ее изучения, однако это интересный объект с точки зрения понимания формирования различных типов галактик и их дальнейшей эволюции.
Для создания изображения NGC 5866 были использованы снимки, полученные инфракрасным космическим телескопом «Спитцер» в рамках своей основной миссии, на разных длинах волн: 3,6 (синий цвет), 4,5 (зеленый цвет) и 8 (красный цвет) микрометров. За излучение, отмеченное синим и зеленым цветами, ответственно многочисленное звездное население галактики, а за красный цвет — пыль, которая образует обширный диск, окружающий внешнюю часть галактики.
Кольца или диски из пыли могут образовываться в результате слияния галактик, но в этой галактике отсутствуют какие-либо признаки деформации диска, что могло бы указать на факт слияния с другой галактикой в прошлом. Еще одна гипотеза заключается в том, что NGC 5866 может быть спиральной галактикой, в этом случае наличие недеформированного пылевого диска является естественным фактом.
Ранее мы рассказывали о том, как телескоп «Спитцер» показал область звездообразования в созвездии Цефея, разглядел ударную волну невидимого джета в активной галактике М87 и сфотографировал туманность-бабочку.
Александр Войтюк
Это связано с ускорением вращения Марса вокруг своей оси
Планетологи оценили скорость уменьшения продолжительности марсианских суток, которая составила долю миллисекунды в год и вызвана ускорением вращения планеты, а также уточнили размеры ядра Марса. Это удалось сделать благодаря радиоэксперименту RISE, проводившемуся при помощи марсианской автоматической станции InSight. Статья опубликована в журнале Nature. InSight стала первой внеземной геофизической исследовательской станцией, которая проработала на Марсе чуть больше четырех лет, исследуя его сейсмическую активность и внутреннее строение. Одним из основных научных инструментов аппарата стал эксперимент RISE (Rotation and Interior Structure Experiment), в рамках которого отслеживался доплеровский сдвиг в частоте радиосигналов, передаваемых с наземных станций на InSight и обратно. Благодаря ему можно оценить скорости прецессии и нутации оси вращения планеты, которые связаны с параметрами марсианских ядра и мантии. Группа планетологов во главе с Себастьяном Ле Мейстром (Sébastien Le Maistre) из Королевской обсерватории Бельгии опубликовала результаты анализа данных, собранных RISE за 30 месяцев наблюдений для определения свойств ядра и мантии Марса. Ученые также использовали архивные данные спускаемого аппарата «Викинг-1». Исследователи уточнили радиус ядра Марса, который теперь составляет 1835±55 километров, в предположении, что ядро является конвективным и жидким сплавом железа и серы, а мантия твердая. Это хорошо согласуется с предыдущими оценками и требует большого содержания легких элементов. Ученые предполагают, что у Марса все же нет внутреннего твердого ядра. Наиболее совместимый с данными RISE модельный состав ядра включает в себя 2,5 массовых процентов кислорода, 15 массовых процентов серы, 1,5 массовых процентов углерода и один массовый процент водорода. Ученые также оценили ускорение вращения планеты вокруг собственной оси, которое составляет четыре угловых миллисекунды в год за год, что соответствует уменьшению продолжительности марсианских суток на 7,6×10-4 миллисекунды в год. Это значение на три порядка больше, чем эффект от взаимодействия Марса со спутником Фобосом и Солнцем, и может быть связано с долгосрочной внутренней эволюцией Марса или с накоплением льда на полярных шапках и изменением параметров атмосферы. Ранее мы рассказывали о том, как InSight составил детальную схему подповерхностных слоев Марса.