«Спитцер» показал область звездообразования в созвездии Цефея

Космический инфракрасный телескоп «Спитцер» получил изображение области звездообразования в созвездии Цефея, в которой можно обнаружить звезды самых разных возрастов. Наблюдения позволяют проследить жизненные пути звезд в подобных туманностях, сообщается на сайте NASA.

Эволюцию звезд различных масс удобно изучать на примере близкорасположенных к Земле молекулярных облаков и областей HII. Однако многие процессы, идущие в них, трудно отследить в оптическом диапазоне волн из-за обилия газовых и пылевых облаков, как в самой туманности, так и между туманностью и земным наблюдателем. Тем не менее, благодаря наблюдениям в инфракрасном диапазоне волн при помощи телескопов, таких как «Спитцер», астрономы получают возможность исследовать внутренности подобных звездных «общежитий».

Одной из целей телескопа стала область звездообразования в туманности Цефея, связанная с молекулярным облаком Cepheus OB3 и находящаяся в нескольких тысячах световых лет от Солнца. Внутри области можно найти два выраженных скопления (Цефей В и С) звезд самых разных возрастов, что позволяет проследить их эволюционный путь в туманности от рождения до смерти и дать астрономам информацию о механизмах процессов звездообразования. Для создания изображения были использованы кадры, полученные инструментами IRAC (Infrared Array Camera) и MIPS (Multiband Imaging Photometer) на разных длинах волн в инфракрасном диапазоне: 3,6 (синий цвет), 4,5 (голубой цвет), 8 (зеленый цвет) и 24 (красный цвет) микрометров. Белый цвет представляет собой комбинацию всех четырех цветов.

В левой части изображения видно скопление Цефей С, длина которого около шести световых лет. Оно представляет собой плотное газопылевое облако, в котором образуются звезды. Ниже находится массивная звезда V374 Цефея, окруженная плотным пылевым диском, отбрасывающим тени в виде конусов справа и слева от звезды. В центре фотографии видна яркая область, содержащая звездное скопление, излучение от которого рассеивает газовые облака и формирует из них столпы. Расстояние от вершины столпа до Цефея C составляет около сорока световых лет.

В верхней правой части изображения видно звездное скопление Цефей В, которое находится в нескольких тысячах световых лет от Солнца. Возраст звезд в нем составляет от 4 до 5 миллионов лет, что немного больше, чем возраст звезд в Цефее С. Ниже скопления находится молекулярное облако, в котором быстро движется одиночная звезда, создающая впереди себя ударную волну. Ниже этой звезды можно заметить небольшое скопление из новорожденных звезд, которые подсвечивают плотное облако газа и пыли, из вещества которого они образовались.

Благодаря телескопу «Спитцер» астрономы ранее смогли пронаблюдать развитие вспышки фуора, создать трехмерную визуализацию полета к центральной области туманности Ориона и получить изображение галактики, существовавшей во времена, когда возраст Вселенной составлял около 500 миллионов лет.

«Джеймс Уэбб» сфотографировал остаток сверхновой в Большом Магеллановом Облаке