Немецкие ученые выяснили, что люди предпочитают уступать свое место роботам, а не другим людям. При этом если под угрозой не их собственное рабочее место, то они скорее наймут людей. С помощью шести небольших исследований авторы показали, что роботы представляют меньшую угрозу личностному росту работников из-за отсутствия социального сравнения. При это автоматизация процесса оказалась тесно связана с ростом беспокойства, связанного с будущим, пишут ученые в Nature Human Behaviour.
Развитие технологий достаточно благоприятно сказывается на экономическом секторе, и в наше время многие работы, которые требуют больших человеческих ресурсов, уже частично или полностью автоматизированы. Это, например, касается грузоперевозок и производства новых деталей. Также автоматизация очень помогает в тех сферах, где высок риск человеческих жертв: например, при выполнении спасательных операций.
При этом среди занятого населения растет беспокойство, связанное с тем, что автоматизация некоторых рабочих процессов может оставить человека без работы. По последним данным, полученным в прошлом году исследователями Всемирного экономического форума, к 2022 году доля работ, выполняемых роботами, возрастет с 29 до 42 процентов. При этом автоматизация — не единственная угроза на рынке занятости, люди могут потерять свое рабочее место в пользу более компетентных и развитых работников. Несмотря на то, что и та, и другая ситуация (передача рабочего места роботу и другому человеку) неприятна, о том, насколько по-разному они сказываются на работниках психологически, ничего не известно.
Изучить этот вопрос решили ученые под руководством Армина Грануло (Armin Granulo) из Мюнхенского технического университета. Для начала они провели масштабный онлайн-опрос (26750 человек), в ходе которого выяснили, что люди в действительности воспринимают роботов как угрозу своей занятости: средний балл по шкале от 1 до 4, где 1 — абсолютно не согласен, а 4 — полностью согласен, равнялся 3,01. Подобный паттерн наблюдался среди представителей различных профессий (не только среди индустриальных работников, но и студентов и менеджеров) и жителей разных стран, что говорит о достаточно высокой валидности полученных данных.
После этого они провели несколько исследований, в которых участникам необходимо было решить, кого поставить на место работника — другого человека или же робота. В первом исследовании приняли участие 90 студентов, 86 работников с высокой квалификацией и 124 работника со средней классификацией. Участники всех трех групп в большинстве случаев предпочли заменить старых работников новыми, если руководили предприятием, а в случае, если сами должны были покинуть должность, предпочитали, чтобы их место занял робот, а не другой человек.
Во втором исследовании принял участие 251 человек: в тех же сценариях, которые использовались в предыдущем опросе, участникам необходимо было оценить собственные эмоции при потере места работы или в ситуации, когда работников необходимо заменить. В соответствии с результатами предыдущего эксперимента, передача работы роботу была связана с менее негативными эмоциями, чем потеря рабочего места в пользу другого работника, при этом больше негативных эмоций вызвала замена работников собственного предприятия на роботов, а не людей (везде p<0,05).
В третьем исследовании приняли участие 95 студентов и 296 работников производства, каждый из которых должен был оценить, во-первых, то, насколько они предпочли бы уступить работу другому работнику или программному обеспечению (для студентов был создан гипотетический сценарий, в котором они работают в юридической фирме, которой, в связи с убытками, должны сократить штат), а также то, как это скажется на их профессиональной оценке. Опять же, потеря работы технологиям оказалась более предпочтительна (p < 0,001), и работники, уступившие свою работу роботам, чувствовали себя менее ущемленными в профессиональном плане — но только в том случае, если изначально считали автоматизацию собственной деятельности вероятной.
Четвертое исследование (участники — 95 студентов) было направлено на изучение того, как потеря работы роботу или другому работнику сказывается на чувстве угрозы собственной профессиональной личности и будущей жизни. В случае, если работника заменял робот, он был менее ущемлен в личностном плане, чем в плане своих перспектив (p < 0,001), и обратная ситуация наблюдалась в случае, если работника заменял другой человек.
В пятом исследовании приняли участие 90 студентов, 240 работников производств и 361 менеджер. Каждому из них предлагали сценарии, схожие с теми, которые использовались в третьем эксперименте, но в этот раз участникам также необходимо было ответить на вопросы о том, насколько они ассоциируют себя с работником или роботом, который занял их место, и как бы они себя с ними сравнили. Как и в предыдущих исследованиях, участники предпочитали отдавать свою работу роботам, а не другим людям, а объяснялось это тем, что людям гораздо (p < 0,001) проще было сравнить себя с другими людьми, чем с роботами.
Наконец, в шестом исследовании они опросили 275 человек, которые недавно потеряли свою работу. Участников спросили, насколько они связывают потерю работы с вмешательством технологий или же заменой на другого работника, а также как изменилось их отношение к себе и своему профессиональному будущему в результате потери работы. Опять же, потеря работы другому человеку была связана с ухудшением оценки собственного профессионального состояния больше (p < 0,001), чем потеря работы при автоматизации процесса, но также и была связана с большей угрозой собственному будущему (p < 0,05).
Ученые, таким образом, пришли к выводу, что потеря работы вследствие автоматизации процессов и человеческого фактора по-разному сказывается на работниках. С одной стороны, большинство в действительно предпочитает уступать свою работу роботам, а не другим работникам. В этой ситуации работает социальное сравнение: людям проще сравнивать себя с другими людьми, а не роботами, поэтому их замена на другого человека может отрицательно сказаться на их профессиональной самооценке. С другой стороны, несмотря на то, что автоматизация процессов кажется предпочтительнее, она также представляет в глазах людей большую угрозу в перспективе, поэтому не может считаться меньшей угрозой. В любом случае, считают авторы работы, в обоих случаях угрозы профессиональной деятельности необходимо учитывать психологические последствия, к которым потеря работы может привести.
Несмотря на то, что автоматизация некоторых рабочих процессов считается крупной угрозой, в действительности сейчас технологии призваны помогать человеку в его деятельности. Для совместной работы робота и человека даже создаются специальные дополнительные технологии: например, система дополненной реальности, которую в прошлом году представили американские инженеры.
Елизавета Ивтушок