Маленькие дети выучили новые слова по-взрослому

Американские ученые выяснили, что дети в возрасте от четырех до пяти лет учат новые слова, ориентируясь на то, насколько объект типичен для категории, в которую он входит, а также на то, как часто он встречается. Редкий объект получает узкое название, если встречается часто, а если нет — то называется в честь категории, к которой он относится (например, «рыба» или «птицы»), и то же самое касается и тех объектов, которые встречаются чаще. Примерно так же учат слова и взрослые люди, пишут ученые в Journal of Child Language.

Объекты окружающего мира делятся на категории, обозначение которых устроено по принципу матрешки: например, слово «лабрадор» попадает под категорию «собака», а слово «собака», в свою очередь, входит в категорию «животное», при этом начальное слово — «лабрадор» — также подходит под эту более обширную категорию. Родственные категории отличаются тем, насколько базовые понятия они определяют: «собака» более базовое понятие, чем «лабрадор», но уступает в этом «животному». При появлении новых понятий наличие минимально базовой категории необходимо для запоминания: для того, чтобы запомнить, кто такие фугу и данио рерио, необходимо отнести их к категории «рыбы». При этом правило установления базовой категории для нового понятия работает не всегда, и в некоторых случаях на новый объект вешается маркер максимально узкой категории.

До сих пор, однако, не очень понятно, как именно это происходит (когда базовой категории достаточно, а когда обязательно узкое понятие), а также в каком возрасте развивается способность к тому, чтобы относить новые объекты к более узким категориям. Разобраться в этом подробнее решили ученые из Принстонского университета под руководством Адель Голдберг (Adele Goldberg).

В исследовании ученых приняли участие 40 детей в возрасте от четырех до пяти лет. Специально для исследования ученые разработали приложение для iPad, с помощью которого научили детей (все участники были англоязычными) четырем новым псевдословам: fep, zap, lak и galt. Каждое из этих слов обозначало объект известной детям категории (рыбы, собаки, цветы и птицы), но сравнительно редкий — тот, настоящее название для которого дети не знают: например, слово fep могло обозначать рыбу фугу, далматинца или дрозда. Также ученые использовали и более типичные для детей примеры: например, золотую рыбку или ромашку.

После того, как детям показали примеры нового слова («Смотри, это — fep»), на экране появлялись 12 картинок, из них ребенку надо было выбрать те, которые можно описать новым словом. Помимо примеров того, что такое fep (то есть фугу, далматинцев или дроздов), ребенку на выбор также предлагали другие объекты, которые относятся к той же узкой категории и те, которые относятся к другим категориям (собаки, рыбы, цветы или птицы). Тот же самый эксперимент провели и среди взрослых — это были 43 студента университета.

Ученые выяснили, что, как и взрослые, маленькие дети подбирают для нового объекта более узкий термин, если объект нетипичный: то есть, при виде нетипичного вида рыбы, они скорее используют для его обозначения само название этой рыбы, а не более широкую категорию рыб. При этом стремление к использованию более узкого термина росло в зависимости от того, сколько примеров было показано: если, например, рыбу фугу детям показывали три раза, то они скорее использовали для нее специализированный термин, чем относили ее к более широкой категории рыб — опять же, точно так же, как и взрослые.

Таким образом, ученые показали, что маленькие дети учат новые слова точно так же, как и взрослые — пользуясь своими знаниями о том, насколько объект, во-первых, типичный для определенной категории, а, во-вторых, тем, насколько часто его можно встретить. До этого считалось, что до определенного возраста дети могут мыслить и определять мир только категориями: другими словами, если они увидят новый вид рыбы, рыбой она и будет. Обнаруженный эффект авторы работы назвали «эффектом иглобрюха» (blowfish effect) — в честь вида рыб, представители которых использовались в эксперименте.

Поведение, которое преимущественно характерно для взрослых, нередко обнаруживают и у детей. Например, несколько лет назад ученые выяснили, что уже в возрасте 15 месяцев дети умеют понимать, что для достижения успеха необходимо стараться.

«Тайны души»