Многообразие расцветок оказалось универсальной защитой животных от вымирания

Чем больше вариантов окраса у представителей конкретного вида, тем ниже риск вымирания этого вида и шире диапазон климатических условий, в которых он может жить. Это верно даже для таких эволюционно далеких друг от друга групп, как равнокрылые стрекозы, бабочки-желтушки и позвоночные, выяснили японские ученые. Статья с результатами исследования опубликована в журнале Biology Letters.

Окрас животного влияет на то, насколько он заметен в окружающей среде, как его воспринимают представители противоположного пола и на многое другое. Особи разных расцветок выбирают неодинаковые экологические стратегии, и потребности у них тоже могут различаться. В теории, чем шире набор допустимых экологических ниш вида, тем выше его устойчивость к вымиранию. На практике это подтвердили для птиц, но насколько тот же принцип применим к другим систематическим категориям, было не вполне ясно.

Судзуки Нориюки (Suzuki Noriyuki) из Университета Коти и Юма Такахаси (Yuma Takahashi) из Университета Тиба собрали данные по 93 видам равнокрылых стрекоз (главным образом роды Ischnura, Coenagrion и Enallagma), 83 видам бабочек рода Colias и 487 видам позвоночных животных (71 вид рыб, 73 вида амфибий, 156 видов рептилий, 145 видов птиц и 155 видов млекопитающих).

Биологи учитывали наличие или отсутствие различных вариантов окраски для каждого вида, диапазон климатических условий, в которых он может обитать (по минимальной и максимальной широте, на которой он встречается), его численность и тенденцию изменения этой численности (растет, падает или стабильна). Для позвоночных также отмечали, теплокровны они или холоднокровны, несут яйца либо икру или рождают живых детенышей. Для бабочек учитывали размах их крыльев, так как в предыдущих исследованиях было показано, что этот параметр влияет на вероятность вымирания вида у насекомых.

Выяснилось, что виды, у которых наблюдается полимфоризм окраски, в целом имеют более широкие ареалы и более низкий риск вымирания — если судить по диапазону широт, где эти животные встречаются, и по современной тенденции изменения их численности. В новом исследовании это оказалось верно не только для позвоночных, но и для стрекоз, и для бабочек. Полученные данные свидетельствуют в пользу того, что разнообразие вариантов расцветок позволяет виду полнее использовать имеющиеся ресурсы и за счет этого лучше противостоять неблагоприятным факторам — и эта закономерность, видимо, универсальна.

Окрас животного определяется множеством генов, а каждый ген может контролировать несколько на первый взгляд не связанных процессов. Поэтому лабрадоры с шерстью шоколадного цвета живут меньше других, а красные маленькие древолазы (это амфибии) агрессивнее зеленых представителей того же вида.

Сто тысяч дрозофил не почувствовали магнитного поля