Французские ученые выяснили, что недостаток женщин в профессиях, связанных с математикой, можно объяснить разницей в их успеваемости по математике и чтению в подростковом возрасте. Проанализировав данные о более чем 300 тысячах школьников, они показали, что в 15 лет девочки и мальчики делают примерно одинаковые успехи в математике, но девочки при этом значительно превосходят мальчиков в чтении. Это обеспечивает девочкам большее преимущество в гуманитарных профессиях, что может объяснить и то, почему в сфере, связанной с математикой, их меньше, пишут ученые в Proceedings of the National Academy of Sciences.
В профессиях, которые подпадают под зонтичный термин STEM (расшифровывается как «science, technology, engineering, mathematics»: наука, технологии, инженерия, математика) наблюдается явный недостаток женщин, из-за чего в некоторых научных областях также достаточно распространен сексизм. При этом явное гендерное несоответствие наблюдается не для всех направлений: женщин, например, много в научных сферах, связанных с биологией и психологией. Значительный недостаток женщин, однако, наблюдается в областях, связанных с интенсивным изучением математики.
Отчасти этот недостаток может объясняться различиями в способностях к гуманитарным и математическим специальностям во время обучения в школе. Исследования показывают, что в подростковом возрасте успеваемость мальчиков и девочек в математике находится примерно на одном уровне, при этом девочки заметно превосходят мальчиков в гуманитарных специальностях (языке и литературе), что дает им преимущество при выборе профессий, связанных с гуманитарными науками. Авторы этих же исследований, однако, заключают, что подобные различия в способностях к обучению объяснить недостаток женщин в областях, связанных с математикой, не могут, поэтому причины должны крыться в другом.
Еще раз проверить гипотезу о том, что сравнительные успехи в гуманитарных науках могут подтолкнуть девочек к выбору профессии именно в этой области, а не в области математики, решили Тома Бреда (Thomas Breda) из Парижской экономической школы и Клотильда Напп (Clotilde Napp) из Национального центра научных исследований Франции. Для этого они проанализировали данные о 301306 пятнадцатилетних школьниках из 64 стран (34 развитых и 30 развивающихся): для каждого участника в выборке была доступна информация об его или ее успехах в математике и чтении, собранная в рамках Международной программы по оценке образовательных достижений учащихся.
Анализ показал, что средние показатели успеваемости по математике у мальчиков примерно на 0,1 стандартного отклонения выше, чем успеваемость девочек: в большинстве стран этот показатель оказался статистически незначимым. При этом девочки превосходят мальчиков в чтении — примерно на одну треть величины стандартного отклонения. А разница между успеваемостью по математике и чтению у девочек примерно на 0,8 стандартного отклонения выше, чем у мальчиков: то есть девочки, несмотря на то, что в целом не намного хуже мальчиков справляются с математикой, гораздо успешнее их в чтении.
Далее ученые рассчитали, как успеваемость участников исследования в различных предметах связана с их выбором профессии в сфере, связанной с математикой: для этого исследователи проанализировали ответы участников на вопросы о том, собираются ли они в будущем, к примеру, брать дополнительные курсы по математике, а не по языку, и связана ли их желаемая будущая профессия с математикой или же другими точными или гуманитарными науками. Ученые обнаружили, что стремление выбрать математическую профессию у мальчиков на 0,22 стандартных отклонения выше, чем у девочек. При этом разница в этом показателе примерно на 80 процентов объясняется различием в успеваемости по математике и по чтению.
Авторы работы пришли к выводу, что гендерный дисбаланс в сфере математики значительно зависит от разницы в успеваемости по этому предмету и по чтению. При этом меньшее число девочек в этой сфере не объясняется их неспособностью к математике, так как в 15 лет, как показало исследование, успеваемость по этому предмету и мальчиков и девочек значимо не отличается. Наоборот, подобное математическое гендерное несоответствие во многом объясняется тем, что при хорошей успеваемости в математике у девочек значительно превосходящая мальчиков успеваемость в чтении, что, возможно, и объясняет то, что вместо математических специальностей они выбирают более гуманитарные.
На успехи в математике также может влиять и так называемая математическая тревожность — разновидность тревожного состояния, при котором главным триггером является математика и все, что с ней связано. Прочитать про это состояние подробнее вы можете в нашем прошлогоднем материале «Кто боится математики?».
Елизавета Ивтушок
Психологи обнаружили, что пятая часть опрошенных взрослых из американского штата Мичиган не хотят иметь детей. Доля чайлдфри превзошла долю других бездетных (в силу других причин) участников опроса, уступая по численности только респондентам, у которых уже есть дети. В исследовании, опубликованном в журнале Scientific Reports, используя репрезентативную выборку в размере 1500 человек, ученые также продемонстрировали, что мужчины и женщины с позицией чайлдфри в большинстве случаев пришли к ней еще в подростковом возрасте и не изменили своему решению к сорока годам.