Транспортные власти США завершили расследование дорожно-транспортного происшествия с участием беспилотного автобуса, произошедшего в октябре 2017 года. Основной причиной случившегося специалисты назвали маневр грузовика, а также предположение его водителя, что автобус остановится на большем расстоянии от него. В качестве дополнительного фактора представители ведомства назвали то, что контроллер от Xbox, используемый для управления автобусом, был спрятан в закрытом месте внутри салона.
Случай, изучавшийся Национальным советом по безопасности на транспорте США (NTSB), произошел 8 ноября 2017 года в центре Лас-Вегаса. В этот день автобус впервые выехал на маршрут в рамках годового тестирования, запущенного компанией Keolis North America. Это был первый проект в США, в рамках которого беспилотный автобус применялся на дорогах общего пользования и был доступен обычным людям. Компания использовала французский беспилотный электробус Navya Arma, рассчитанный на 15 пассажиров. В нем нет привычных органов управления, таких как руль и педали. Вместо них автобус оборудовали контроллером от игровой приставки Xbox 360, который часто применяется для подобных целей (его используют даже на американских подводных лодках для управления перископами).
Автобус использовался на двух смежных маршрутах, один из которых охватывал два квартала и включал в себя всего четыре поворота. Во время одного из проездов на пути беспилотника оказался грузовик, который заезжал в переулок задним ходом. Автобус обнаружил препятствие за 45 метров и начал останавливаться. Алгоритмы настроены таким образом, чтобы затормозить в трех метрах от препятствия, но за 3,1 метра до грузовика оператор нажал кнопку аварийной остановки. Водитель видел беспилотник заранее, но подумал, что он остановится на большом расстоянии, после чего сфокусировался на другой стороне, следя за пешеходом и другими автомобилями. Из-за этого он не заметил, что автобус остановился на достаточно близком расстоянии и задел его бампер колесом.
Выяснилось, что у оператора была техническая возможность подать звуковой сигнал или отъехать назад, но контроллер был спрятан в «закрытом пространстве» внутри салона, поэтому оператор не смог воспользоваться им. В отчете NTSB сообщается, что после инцидента компания сделала контроллер доступнее для оператора во время поездки.
От редактора
Фактически ситуация с аварийным управлением на этом автобусе не отличается от того, как происходит тестирование многих других беспилотных автомобилей. Например, в беспилотниках Waymo или Яндекса на части тестовых маршрутов оператор сидит не за рулем, а на переднем пассажирском сидении, имея в своем распоряжении только кнопку аварийной остановки и руль сбоку. Попав в аналогичную ситуацию, он не смог бы быстро отъехать от приближающегося грузовика.
Несмотря на то, что беспилотные автомобили на дорогах общего пользования испытывают многие компании, на момент написания заметки произошла лишь одна смертельная авария с участием беспилотника, причем к ней так же привела не техническая, а «бытовая» проблема. В марте 2018 года беспилотный автомобиль сбил насмерть пешехода, переходившую дорогу в темное время суток в неположенном месте. Оказалось, что автомобиль обнаружил пешехода за шесть секунд до столкновения и за 1,3 секунды до него принял решение тормозить, но система экстренного торможения была намеренно отключена инженерами Uber.
Григорий Копиев
Компания «КАМАЗ» представила полностью беспилотный гибридный самосвал «Юпитер-30», в котором нет кабины водителя. В нем используется гибридная силовая установка с двигателем внутреннего сгорания, вырабатывающим энергию для двух электродвигателей. После настройки и испытаний на полигоне компании прототип проверят работой в угольном разрезе на Кузбассе.