В музейной коллекции нашли окаменелости лилии возрастом 113 миллионов лет

В коллекции Музея естествознания в Берлине нашли окаменелости полностью сохранившейся лилии возрастом 113–115 миллионов лет, сообщает Nature Plants. Это одни из древнейших сохранившихся остатков однодольных растений. Кусок известняка, на котором сохранились остатки растения, изначально нашли на северо-востоке Бразилии, в озерных отложениях нижнемелового периода.

Однодольные растения называются так потому, что у большинства из них зародыши имеют одну семядолю. К этому классу относятся, в том числе, семейства лилейных, злаков, орхидных, пальмовых. Всего же он насчитывает около 60 тысяч видов растений. По разным оценкам, древнейшие однодольные появились 104–138 миллионов лет назад, в конце юрского или начале мелового периода. Однако окаменелостей однодольных растений, датированных нижним меловым периодом (100,5–125 миллионов лет назад) найдено сравнительно немного, к тому же происхождение некоторых из них неоднозначно.

Одним из древнейших однодольных растений оказалась найденная в коллекции берлинского Музея естественной истории лилия. Изначально ее окаменелости обнаружили (в статье в Nature Plants не уточняется, когда именно это произошло) бразильские и немецкие исследователи на северо-востоке Бразилии, в известняковых отложениях, сформировавшихся на месте пресноводного озера 113–115 миллионов лет назад. Cratolirion bognerianum, как назвали новый род и вид исследователи, была высотой около 40 сантиметров. На окаменелостях были заметны типичные черты однодольных растений — мочковатые корни, узкие листья, построенные по тройному типу цветки.

В формации Крато, где обнаружили древнюю лилию, ранее та же группа палеонтологов нашла остатки еще одного представителя однодольных растений, Spixiarum kipea. Авторы полагают, что их находки могут свидетельствовать о том, что однодольные растения возникли в тропических регионах суперконтинента Гондваны. Но, возможно, что малое количество окаменелостей однодольных растений нижнемелового периода в Северном полушарии объясняется тем, что там редко встречаются озерные отложения конца аптского-начала альбского ярусов, аналогичные Крато.

Несколько лет назад палеонтологи описали одно из древнейших цветковых растений, которое росло на территории Иберийского полуострова 125-130 миллионов лет назад. Это было водное растение, произраставшее в прудах и озерах.

«Тайны доисторического мира: Удивительные истории из жизни вымерших животных»