Рассказ о млекопитающем, которое охотилось на динозавров
Мнение редакции может не совпадать с мнением автора
Порой окаменелости сохраняют редкие свидетельства о доисторических животных. Так палеонтологам становится известно, что они ели, как переносили болезни и травмы, где обустраивали жилища и многое другое. В книге «Тайны доисторического мира: Удивительные истории из жизни вымерших животных» (издательство «КоЛибри»), переведенной на русский язык Константином Рыбаковым, палеонтолог Дин Ломакс рассказывает о 50 окаменелостях, запечатлевших моменты из повседневной жизни динозавров и не только. Предлагаем вам ознакомиться с фрагментом о хищном млекопитающем, которое успешно охотилось на небольших рептилий.
Когда речь заходит о доисторических хищниках, то на всех заголовках обычно красуются динозавры. И хотя эти рептилии безраздельно властвовали миллионы лет, легко забыть, что в тени у их ног шныряли наши древнейшие предки-млекопитающие. Обычно они были не больше мыши, и им было непросто избежать зубов тех, кому хватало скорости их поймать. Несомненно, в мире, где правят динозавры, пушистые создания были в меню многих хищников, от мала до велика, но что, если бы они поменялись ролями?
Вопреки распространенному мнению, не все млекопитающие эпохи динозавров были крошечными, как показала крупная находка двух новых видов ископаемых млекопитающих, обнаруженных в меловых породах провинции Ляонин, Китай. Первым был репеномам крепкий (Repenomamus robustus), описанный в 2000 г., а за ним последовал более крупный репеномам гигантский (R. giganticus), описанный в 2005 г.
Когда видишь слова вроде «крепкий» или «гигантский» применительно к ископаемым, то сразу представляется что-то громадное, в нашем случае древний зверь ростом с диплодока или стегозавра. Ничего подобного. Взрослый R. robustus был размером примерно с кошку, а R. giganticus — с крупного барсука, чуть больше метра в длину и около 12–14 килограммов весом. Звучит не особенно впечатляюще, но на фоне других ранних млекопитающих R. giganticus и правда гигант. Для сравнения, многие мелкие млекопитающие мезозоя считаются ночными насекомоядными, а их черепа были всего 1–5 см в длину, в то время как череп R. giganticus составляет 16 см — существенная разница. Так что репеномам — крупнейшее известное мезозойское млекопитающее, от которого сохранился почти полный скелет.
Судя по крупному телу с прочным черепом и крепкими острыми зубами, он был хищником. Вероятно, он успешно конкурировал с динозаврами, которые жили рядом, особенно если учесть, что многие небольшие оперенные тероподы (например, дромеозавры) весили всего несколько килограммов. Так чем же питалась наша зверюга? Может, насекомыми, рыбой или более мелкими млекопитающими? Все это вполне вероятно, но одно мы знаем наверняка: он ел динозавров — в частности, детенышей динозавров.
Когда нашли одну из окаменелостей R. robustus, на поверхности виднелась лишь пара костей, поэтому ее доставили в лабораторию для дальнейшего изучения. В ходе препаровки лишнюю породу счистили, и на свет показался почти полный скелет, но это было еще не все. Лаборанты обнаружили мешанину из костей и зубов там, где у современных млекопитающих находится желудок. Остатки последней трапезы репеномама. При ближайшем рассмотрении было обнаружено, что крошечные зубы, кости пальцев и конечностей соответствуют остаткам молодого пситтакозавра, динозавра из группы цератопсов (см. главу 2). Так совпало, что взрослые и молодые особи этих растительноядных динозавров часто встречаются в тех же породах, в которых обнаружили репеномама.
Длина частично переваренного динозаврика составляла всего 14 см, а на его зубах заметен износ от еды, то есть это явно не был эмбрион, извлеченный из яйца. Некоторые кости длинных лап сочленены, а череп раздроблен на кусочки, как и другие кости, то есть, предположительно, репеномам разорвал детеныша динозавра на кусочки, а потом съел — примерно так питаются крокодилы. По нескольким находкам пситтакозавров мы знаем, что молодые особи этого возраста, как правило, собирались в группы и держались недалеко от родителей, поэтому возможно, репеномам хватал отбившихся от стада детенышей, а может, даже сам разорял гнезда. Однако маловероятно, что репеномам бросил бы вызов взрослому пситтакозавру, который был вдвое крупнее его.
Вместо данных о том, что динозавры питались ранними млекопитающими — чего мы привыкли ожидать и что наверняка регулярно случалось, — вместо этого мы видим нечто экстраординарное. Косточки детеныша динозавра в брюхе млекопитающего возрастом 125 млн лет открывают совершенно другой мир, который мы раньше и представить не могли. Если бы не удивительная находка, мы бы так и считали репеномама не более чем пушистой закуской для хищных динозавров.
Подробнее читайте:
Ломакс, Д. Тайны доисторического мира: Удивительные истории из жизни вымерших животных / Дин Ломакс ; Ил. Б. Николса ; Пер. с англ. К.Н. Рыбакова. — М.: КоЛибри, Азбука-Аттикус, 2023. — 312 с.: ил.