Toyota начала испытания прототипа гибридного Prius с солнечными панелями, благодаря которым автомобиль может подзаряжать основную батарею даже в движении. В солнечный день подзарядка от солнца может добавить более 50 километров к пробегу, сообщает Electrek.
Электромобили на солнечных батареях давно интересуют инженеров и ученых как перспективное направление развития «зеленого» транспорта, но существующие технологии позволяют пока что запитать только экспериментальные автомобили — например, болиды гонок на солнечных батареях World Solar Challenge, которые весят всего несколько центнеров. В то же время гражданские серийно выпускаемые легковые автомобили весят в несколько раз больше (обычно около полутора тонн), а также тратят много энергии на вспомогательные функции, не связанные непосредственно с движением, такие как, например аудиосистема и кондиционер.
В прошлом Toyota уже экспериментировала с установкой солнечных батарей на автомобили, но тогда они были небольшой мощности и предназначались только для подзарядки вспомогательной батареи, которая отвечает за бортовую электронику и периферийные устройства, но не питает двигатель. На представленном новом прототипе Prius установлены многослойные солнечные панели с коэффициентом фотоэлектрического преобразования 34 процента, которые подзаряжают именно основную батарею гибрида.
Панели установлены на капоте, крыше и крышке багажника автомобиля. Машина в солнечный день на парковке сможет набрать энергии, эквивалентной 44,5 километрам запаса хода, а в движении Prius зарядится на 56,3 километра.
От редактора
50 километров в солнечный день могут выглядеть не очень впечатляюще, но на самом деле у Prius собственный запас хода от батареи обычно еще меньше и ограничен 20–40 километрами. Кроме того, не стоит забывать, что подавляющему большинству людей для ежедневных поездок и не требуется запас хода больше пары-тройки десятков километров.
Стоит отметить, что о планах по коммерческому применению выбранных панелей пока ничего не сообщается, но построенный прототип будет испытываться в префектуре Айти и других районах Токио. Испытания, проводящиеся совместно с NEDO и Sharp, направлены на оценку эффективности солнечных батарей на гибриде.
Есть и другие компании, двигающиеся в том же направлении. Недавно голландская компания Lightyear начала принимать заказы на электромобиль One, который сможет на одном заряде аккумуляторов преодолевать до 725 километров. Отличительная особенность мелкосерийного автомобиля — солнечные панели, благодаря которым машина способна пополнять заряд аккумуляторов до 33 километров в солнечный день.
Николай Воронцов
Также компания рассказала об архитектуре двигателя Symphony
На прошедшем Международном авиакосмическом салоне в Ле-Бурже американская компания Boom Supersonic рассказала о внутренней конструкции своего будущего сверхзвукового самолета Overture — кроме трех основных компьютеров на борту будет находиться резервный четвертый, а топливная система будет изменять центр тяжести воздушного судна в зависимости от дозвукового или сверхзвукового режима полета. Также компания рассказала подробности о разрабатываемом для самолета двигателе Symphony. Компания Boom Supersonic из Колорадо представила концепт пассажирского сверхзвукового самолета Overture в 2016 году. В текущей версии проекта длина фюзеляжа составляет 61 метр, размах крыла 18 метров, а взлетная масса 77 тонн. Самолет оснастят четырьмя двигателями, размещенными в отдельных мотогондолах под крылом. Крыло оживальной формы с дополнительным изгибом вдоль продольной оси фюзеляжа (крыло чайки). В конструкции широко используются композитные материалы для снижения массы и расхода топлива. Overture сможет перевозить от 65 до 80 пассажиров со сверхзвуковой крейсерской скоростью 1,7 Маха на расстояние до 7870 километров без применения форсажного режима двигателей. Специально для самолета разрабатывают двигатель Symphony, который работает на синтетическом топливе. Перед постройкой полноразмерного прототипа самолета компания планирует отработать ряд технологий на прототипе XB-1 Baby Boom — уменьшенной версии самолета с двуместной кабиной. Размах крыла XB-1 составляет 5 метров, а взлетный вес около 6 тонн. В отличие от полноразмерного прототипа, демонстратор имеет только три двигателя в хвостовой части. Выкатка готового прототипа демонстратора технологий произошла в 2020 году, а первый полет планируется в середине 2023 года. На недавно завершившемся Международном аэрокосмическом салоне в Ле-Бурже компания Boom Supersonic отчиталась о текущем прогрессе проекта и представила информацию о ключевых деталях конструкции самолета и двигателя. Например, топливная система Overture позволит контролировать положения центра тяжести за счет перераспределения топлива в зависимости от дозвукового или сверхзвукового режима полета. Она будет полностью совместима с синтетическим топливом, которое планируется использовать для двигателей Symphony. Гидравлическая система получит тройное резервирование. Управлять самолетом будущему экипажу придется с помощью боковых ручек (сайдстики). Помимо трех основных компьютеров, ответственных за управление на борту будет также резервный четвертый. На этапах взлета и посадки для улучшения обзора, которому мешает длинный заостренный нос самолета, будет использоваться вспомогательная видеосистема, входящая в комплекс бортовой авионики. Шасси самолета позволит использовать взлетно-посадочные полосы большинства современных аэропортов. https://www.youtube.com/watch?v=x6hk9ct9rpw Также на выставке представили новую информацию о внутреннем устройстве турбовентиляторного двигателя Symphony. Двигатель без форсажной камеры и имеет среднюю степень двухконтурности. Его оснастят вентилятором диаметром 183 сантиметра. Компрессор и турбина низкого давления имеют по три ступени, а компрессор высокого давления — шесть. Турбина высокого давления одноступенчатая. Максимальная тяга, развиваемая двигателем, составит около 160 килоньютонов. https://www.youtube.com/watch?v=0Vzt5l3DgHg&t=1s Согласно текущим скорректированным планам компании первый полет Overture должен произойти в 2027 году. Получение сертификата типа запланировано в 2029 году. В данный момент продолжается строительство помещений цеха в Северной Каролине, где планируется производить сборку. К самолету проявляют интерес крупные авиаперевозчики. Так, о своих планах на приобретение в общей сложности нескольких десятков Overture уже заявили такие авиакомпании как American Airlines, United Airlines и Japan Airlines. Подробнее о перспективах нового поколения сверхзвуковых самолетов читайте в нашем материале «Включите сверхзвук».