SpaceX впервые поймала головной обтекатель Falcon Heavy в сеть

После полутора лет неудач SpaceX впервые поймала одну из половин головного обтекателя ракеты Falcon Heavy при помощи судна GO Ms Tree, оснащенного сетью, сообщил в твиттере Илон Маск. Вторую половину оперативно выловило из воды судно GO Navigator.

Головной обтекатель ракет семейства Falcon имеет длину 13 метров и диаметр 5,2 метра. Он состоит из алюминия и углеродного волокна, а его внутренняя поверхность покрыта панелями, защищающими полезную нагрузку от акустического и теплового воздействия при полете. Производство одного обтекателя обходится компании в шесть миллионов долларов, поэтому его возврат на Землю и повторное использование сможет удешевить пуски.

Весной 2017 года компания впервые смогла посадить половину головного обтекателя на воду после старта ракеты за счет двигателей и управляемого парашюта, а с начала 2018 года стала использовать для ловли обтекателя судно «Мистер Стивен» с четырьмя опорами, между которыми натянута большая сеть. Несмотря на неоднократные попытки, SpaceX так и не удалось поймать обтекатель в сеть, причем не помогло даже четырехкратное увеличение площади сети, хотя во время одного из тестов половина обтекателя приземлилась всего в 50 метрах от судна. После первого коммерческого запуска Falcon Heavy, состоявшегося 12 апреля 2019 года, специалисты SpaceX снова извлекли из воды обе половины обтекателя, после чего было заявлено, что обтекатель будет повторно использован для запуска телекоммуникационных спутников Starlink.

В ходе нового старта Falcon Heavy, состоявшегося сегодня утром, специальное судно GO Ms Tree, оснащенное сетью, сумело впервые поймать одну из створок обтекателя, вторую половину вытащило из воды судно GO Navigator. О состоянии обтекателя информации пока нет, она ожидается позже. Не удалось также приземлить центральный блок первой ступени на плавучую платформу в океане, однако боковые ускорители совершили успешную посадку на суше.

Сейчас усилия SpaceX направлены на создание новой ракеты Starship and Super Heavy (ранее проект назывался BFR). Она разрабатывается как полностью многоразовая и будет состоять из двух ступеней, которые после запуска будут возвращаться на морскую платформу или космодром. Недавно компания впервые испытала уменьшенный прототип ее второй ступени. Первый полет полноценного летного образца ракеты должен состояться в 2020 году.

Александр Войтюк