Компания Jaguar Land Rover разработала автомобильный руль, использующий функцию подогрева для уведомления водителя о поворотах на маршруте. К примеру, подогрев правой части означает, что автомобиль приближается к перекрестку, на котором необходимо повернуть направо. Исследование показало, что задержка в считывании сигнала водителем по сравнению со звуковой индикацией составляет менее двух секунд.
Во время езды водителям необходимо обрабатывать много информации, поэтому автопроизводители оборудуют автомобили системами помощи. Часть из них работает в активном режиме, например, адаптивный круиз-контроль, а часть лишь уведомляет водителя, к примеру, навигатор. Для уведомления в автомобилях обычно используются визуальные подсказки на экране мультимедийной системы или приборной панели, а также звуки. Также автопроизводители экспериментируют и с другими способами уведомлений, такими как проекция на ветровое стекло.
Инженеры из Jaguar Land Rover предложили использовать в качестве устройства вывода систему, которая уже активно применяется в автомобилях, но иным образом — они использовали для уведомления водителя подогрев руля. Сегменты руля могут нагреваться или охлаждаться на шесть градусов Цельсия за две секунды. Разработчики предлагают использовать нагреватели на разных сторонах руля для уведомления о предстоящих поворотах. Кроме того, нагревание обеих частей руля может указывать на то, что водителю необходимо затормозить.
В 2018 году инженеры провели исследование с прототипом руля на 14 добровольцах. Во время экспериментов главной целью инженеров было сравнение со звуковой индикацией через наушники. В экспериментальном руле использовался термоэлектрический элемент, работающий на эффекте Пельтье, а также кулер для охлаждения. Эксперименты показали, что водители реагируют на тепловую индикацию в среднем на 1,82 секунды позже, чем на звуковую. Кроме того, исследователи обнаружили разную реакцию на охлаждение и нагревание.
Автомобильный руль не первый раз используют в качестве необычного интерфейса взаимодействия человека с программным обеспечением. Например, Mecredes предлагает управлять с его помощью болидом в гоночной игре, запускаемой на мультимедийной системе автомобиля. А американский программист пошел дальше и портировал на бортовой компьютер Porsche 911 игру DOOM. Для игры водитель использует не только руль, но и другие органы управления: рукоятка коробки переключения передач переключает оружие, педаль акселератора позволяет ускорять персонажа, а звуковой сигнал на руле позволяет стрелять.
Григорий Копиев
Также компания рассказала об архитектуре двигателя Symphony
На прошедшем Международном авиакосмическом салоне в Ле-Бурже американская компания Boom Supersonic рассказала о внутренней конструкции своего будущего сверхзвукового самолета Overture — кроме трех основных компьютеров на борту будет находиться резервный четвертый, а топливная система будет изменять центр тяжести воздушного судна в зависимости от дозвукового или сверхзвукового режима полета. Также компания рассказала подробности о разрабатываемом для самолета двигателе Symphony. Компания Boom Supersonic из Колорадо представила концепт пассажирского сверхзвукового самолета Overture в 2016 году. В текущей версии проекта длина фюзеляжа составляет 61 метр, размах крыла 18 метров, а взлетная масса 77 тонн. Самолет оснастят четырьмя двигателями, размещенными в отдельных мотогондолах под крылом. Крыло оживальной формы с дополнительным изгибом вдоль продольной оси фюзеляжа (крыло чайки). В конструкции широко используются композитные материалы для снижения массы и расхода топлива. Overture сможет перевозить от 65 до 80 пассажиров со сверхзвуковой крейсерской скоростью 1,7 Маха на расстояние до 7870 километров без применения форсажного режима двигателей. Специально для самолета разрабатывают двигатель Symphony, который работает на синтетическом топливе. Перед постройкой полноразмерного прототипа самолета компания планирует отработать ряд технологий на прототипе XB-1 Baby Boom — уменьшенной версии самолета с двуместной кабиной. Размах крыла XB-1 составляет 5 метров, а взлетный вес около 6 тонн. В отличие от полноразмерного прототипа, демонстратор имеет только три двигателя в хвостовой части. Выкатка готового прототипа демонстратора технологий произошла в 2020 году, а первый полет планируется в середине 2023 года. На недавно завершившемся Международном аэрокосмическом салоне в Ле-Бурже компания Boom Supersonic отчиталась о текущем прогрессе проекта и представила информацию о ключевых деталях конструкции самолета и двигателя. Например, топливная система Overture позволит контролировать положения центра тяжести за счет перераспределения топлива в зависимости от дозвукового или сверхзвукового режима полета. Она будет полностью совместима с синтетическим топливом, которое планируется использовать для двигателей Symphony. Гидравлическая система получит тройное резервирование. Управлять самолетом будущему экипажу придется с помощью боковых ручек (сайдстики). Помимо трех основных компьютеров, ответственных за управление на борту будет также резервный четвертый. На этапах взлета и посадки для улучшения обзора, которому мешает длинный заостренный нос самолета, будет использоваться вспомогательная видеосистема, входящая в комплекс бортовой авионики. Шасси самолета позволит использовать взлетно-посадочные полосы большинства современных аэропортов. https://www.youtube.com/watch?v=x6hk9ct9rpw Также на выставке представили новую информацию о внутреннем устройстве турбовентиляторного двигателя Symphony. Двигатель без форсажной камеры и имеет среднюю степень двухконтурности. Его оснастят вентилятором диаметром 183 сантиметра. Компрессор и турбина низкого давления имеют по три ступени, а компрессор высокого давления — шесть. Турбина высокого давления одноступенчатая. Максимальная тяга, развиваемая двигателем, составит около 160 килоньютонов. https://www.youtube.com/watch?v=0Vzt5l3DgHg&t=1s Согласно текущим скорректированным планам компании первый полет Overture должен произойти в 2027 году. Получение сертификата типа запланировано в 2029 году. В данный момент продолжается строительство помещений цеха в Северной Каролине, где планируется производить сборку. К самолету проявляют интерес крупные авиаперевозчики. Так, о своих планах на приобретение в общей сложности нескольких десятков Overture уже заявили такие авиакомпании как American Airlines, United Airlines и Japan Airlines. Подробнее о перспективах нового поколения сверхзвуковых самолетов читайте в нашем материале «Включите сверхзвук».