Американские ученые обнаружили возможный биомаркер склонности к суициду у людей, страдающих от посттравматического синдрома. Они выяснили, что наличие суицидальных мыслей у людей с ПТСР коррелирует с повышенной доступностью метаботропного глутаматного рецептора 5 в нескольких участках мозга. Статья опубликована в Proceedings of the National Academy of Sciences.
В группу риска склонности к суициду и наличия суицидальных мыслей входят люди с посттравматическим синдромом (или посттравматическим стрессовым расстройством, сокращенно ПТСР) — тяжелым психическим состоянием, вызванным пережитым травмирующим опытом. К сожалению, несмотря на то, что о риске известно, предотвратить сам суицид может быть сложно — во многом из-за того, что о биологических механизмах склонности к самоубийству при ПТСР известно очень мало.
Одним из возможных биомаркеров склонности к суициду при наличии ПТСР считают нарушение работы метаботропного глутаматного рецептора 5 (mGluR5), которое наблюдается при многих психических заболеваниях из-за воздействия на NMDA-рецепторы. При этом точно связь пока что установлена не была. Исправить это решили ученые под руководством Ирины Эстерлис (Irina Esterlis).
В исследовании приняли участие 29 человек с ПТСР, 29 человек с диагностированной депрессией и 29 здоровых людей без психических заболеваний. С помощью позитронно-эмиссионной томографии (ПЭТ) ученые измерили доступность для связи с лигандом mGluR5 в пяти участках мозга: дорсолатеральной и вентромедиальной частях префронтальной коры, в орбитофронтальной коре, миндалевидном теле и гиппокампе.
Ученые выяснили, что мозг участников с ПТСР отличается от мозга здоровых людей значительно (p < 0,01) большей доступностью рецепторов во всех пяти участках, а от мозга людей с депрессией — в трех участках (p = 0,007). При этом наличие у участников с ПТСР мыслей о суициде коррелировало со значительно (p = 0,02) большей доступностью рецепторов, чем их отсутствие.
Несмотря на то, что авторы уточняют, что не до конца понимают механизм связи между активностью mGluR5 и возникновением мыслей о суициде у людей, страдающих ПТСР, аномальная работа этих рецепторов может служить достоверным биомаркером, который указывает на то, что человек находится в группе повышенного риска. Также авторы отметили, что результаты их работы могут помочь выявить возможный способ избавления от суицидальных мыслей при ПТСР с помощью препаратов, воздействующих на эту группу рецепторов — например, фазорацетама.
Чаще всего ПТСР рассматривается в контексте людей, переживших военные действия. Исследование, проведенное в прошлом году, показало, что работники тюрем страдают от него не меньше бывших военных.
Елизавета Ивтушок
Как почвенные нематоды замедляют старение
Мнение редакции может не совпадать с мнением автора
В большинстве стран мира растет доля пожилых — согласно прогнозу ВОЗ, к 2080 году людей в возрасте 65 лет станет больше, чем детей до 18 лет. За последнее время мы многое узнали о глубинных механизмах старения. Но смогут ли люди когда-нибудь жить в несколько раз дольше, чем сейчас? В книге «Почему мы умираем: Передовая наука о старении и поиск бессмертия» («Альпина нон-фикшн»), переведенной на русский язык Николаем Мезиным, биохимик, лауреат Нобелевской премии по химии за 2009 год Венки Рамакришнан рассказывает о наиболее перспективных подходах к изучению старения. Предлагаем вам ознакомиться с фрагментом о почвенной нематоде Caenorhabditis elegans, которая помогла выяснить, что гены связаны с продолжительностью жизни.