Tesla рассказала о сервисе беспилотного каршеринга и компьютере собственной разработки

Компания Tesla провела презентацию для инвесторов и рассказала о своих текущих разработках и планах. В частности, Tesla раскрыла подробности о новом вычислительном модуле для системы адаптивного круиз-контроля, а также объявила дату запуска анонсированного ранее сервиса беспилотного каршеринга для владельцев автомобилей Tesla, который должен начать работать в 2020 году, сообщает Electrek.

Одно из главных отличий Tesla от других автопроизводителей заключается в том, что по мере разработки технологий компания добавляет их в уже выпущенные автомобили с помощью программных и аппаратных обновлений. К примеру, в 2015 году владельцы автомобилей Tesla получили с помощью программного обновления функцию адаптивного круиз-контроля Autopilot. Это стало возможным благодаря тому, что еще до этого обновления Tesla оснащала свои автомобили камерами, радарами и ультразвуковыми датчиками, а также вычислительным модулем для обработки информации с них. На момент написания заметки актуальная версия программного обеспечения Autopilot позволяет автомобилям передвигаться частично автономно на автомагистралях и шоссе, управляя ускорением и торможением, поворачивая и меняя полосы. Тем не менее, автомобиль с этой системой нельзя назвать беспилотным, потому что она требует от водителя держать руки на руле, отслеживать дорожную обстановку и перехватывать управление в опасных ситуациях, из-за чего текущие автомобили Tesla можно отнести лишь ко второму уровню беспилотных автомобилей по классификации Сообщества автомобильных инженеров (SAE).

На презентации Autonomy Day, проведенной Tesla для инвесторов, компания рассказала о нескольких обновлениях, касающихся автономного вождения. В частности, компания рассказала технические подробности о том, как устроен вычислительный модуль собственной разработки Hardware 3, который компания уже начала устанавливать в серийные автомобили в марте 2019 года. Несмотря на то, что модуль выполнен в виде единой платы, фактически на ней располагаются два отдельных идентичных компьютера, работающих независимо друг от друга с отдельными операционными системами. Такое дублирование функций позволяет автомобилю продолжить работу в случае программного или аппаратного сбоя в одной из двух подсистем. Кроме того, компоненты автомобиля, относящиеся к системе Autopilot, такие как сами компьютеры и датчики, получают питание от разных источников.

В основе платы лежат два чипа для аппаратного ускорения нейросетевых вычислений. В нем предусмотрены отдельные блоки, предназначенные для ускорения отдельных этапов работы сверточных нейросетей, таких как линейная ректификация (ReLU) и субдискретизация (pooling). Каждый чип работает с тактовой частотой 2 гигагерца и имеет 32 мегабайта памяти типа SRAM. Tesla утверждает, что производительность каждого чипа составляет 32 триллиона операций в секунду (TOPS). Чипы производятся Samsung по 14-нанометровому техпроцессу. Кроме нейросетевых ускорителей на плате есть графический процессор с мощностью 600 миллиардов операций с числами с плавающей запятой в секунду, а также 12-ядерный процессор ARM Cortex-A72, работающий с тактовой частотой 2,2 гигагерца. Общая производительность компьютера составляет 144 TOPS. Для сравнения, мощность специализированного компьютера для беспилотных автомобилей NVIDIA Drive PX Pegasus составляет 320 TOPS.

Другое важное обновление, представленное на Autonomy Day, коснулось сервиса беспилотного каршеринга для владельцев Tesla, изначально анонсированного в 2016 году. Сервис Robotaxi будет позволять пользователям заказать нужный им автомобиль через приложение, после чего машина самостоятельно приедет к клиенту без водителя за рулем. Основу сервиса будут составлять автомобили владельцев Tesla, которые смогут предоставлять их для аренды и получать прибыль. В местах, где таких владельцев мало, Tesla будет добавлять в сервис свои собственные автомобили. Изначально компания будет использовать для этого Tesla Model 3, возвращенные владельцами после лизинга. Для того, чтобы сервис стал возможен, компания планирует доработать систему Autopilot для автономного управления без необходимости вмешательства человека. Илон Маск отметил, что Tesla планирует развернуть сеть из более миллиона автомобилей в 2020 году. Вместе с этим, он отметил, что сроки развертывания зависят от получения разрешения от властей.

Компании, разрабатывающие полноценные беспилотные автомобили, предполагают, что изначально они будут использоваться в сервисах общественного транспорта, в том числе такси и каршеринга. В 2016 году пилотный проект беспилотного такси-сервиса запустила Uber, в 2017 такой сервис начала тестировать Waymo, которая в конце 2018 года стала брать деньги за такие поездки, а в середине 2018 года к ним присоединился Яндекс, запустивший две зоны беспилотного такси в Татарстане и Подмосковье.

Григорий Копиев