Альфа-ритмы предсказали злость во сне

Субъективное ощущение злобы во время сна коррелирует с активностью правой лобной доли в альфа-диапазоне — в проведенном эксперименте такие ритмы были характерны как для самого сновидения, так и для бодрствования сразу же перед тем, как участник отходил ко сну. По мнению ученых, опубликовавших статью в The Journal of Neuroscience, такая динамика активности показывает связь между нейронными коррелятами негативных эмоций во сне и наяву.

Процесс сна изучен достаточно хорошо: известно, что сон делится на несколько фаз, одна из которых — фаза быстрого сна — характеризуется быстрыми и частыми движениями глаз. Именно в эту фазу происходит бóльшая часть сновидений; сами сновидения, однако, тема достаточно сложная для изучения, так как полностью полагается на субъективное восприятие человека. При этом считается, что опыт, который человек переживает во сне, походит на опыт в состоянии бодрствования, и в первую очередь это касается эмоций (испытанный во сне страх, к примеру, легко может человека разбудить).

Если состояние сна в действительности имеет много общего с бодрствованием в эмоциональном плане, нейронные корреляты, отражающие реакцию на определенный стимул, должны быть схожими в обоих состояниях. Проверить это решили ученые под руководством Пиллеин Сикки (Pilleriin Sikka) из Университета Турку (Финляндия), в их эксперименте приняли участие 17 человек, которые провели две ночи в лаборатории. В это время активность их мозга измеряли с помощью электроэнцефалограммы: показания снимали за восемь минут до отхода ко сну и через восемь минут после пробуждения, а также во время сна. В течение двух ночей участников несколько раз будили через пять минут после начала фазы быстрого сна и спрашивали их о том, что им снилось, и как — эмоционально — они оценили бы свои сновидения.

В качестве основного биологического показателя эмоциональной реакции ученые использовали асимметрию активности в альфа-диапазоне (от 8 до 13 Герц) между правой и левой лобными долями. Наибольшая амплитуда альфа-ритмов наблюдается при сниженной активности соответствующих зон — именно поэтому альфа-ритмы считаются характерными для состояния спокойного бодрствования и сна. Активность правой лобной доли в альфа-ритме отражает пониженную вовлеченность этого участка и — поведенчески — пониженный контроль над эмоциями, в особенности — негативными.

Самыми частыми эмоциями, которые испытывали участники во время своих сновидений, стали злость (41 процент всех сновидений) и интерес (81 процент). Ученые обнаружили корреляцию (p < 0,001) между асимметрией активности лобных долей в альфа-диапазоне и испытанной во сне злостью, но не интересом. При этом выше была активность в правом полушарии, из чего ученые сделали вывод, что появление злости во время сновидения регулируется как раз альфа-ритмами правого полушария. Активность остальных участков головного мозга со злостью во время сна не коррелировала. При этом асимметрия активности лобных долей в альфа-диапазоне также наблюдалась и в состоянии бодрствования — как раз перед тем, как участники начали испытывать злость во сне.

Альфа-ритмы в области правого полушария говорят о том, что его активность была снижена, поэтому ученые пришли к выводу, злость во сне связана с тем, что мозг участников плохо ингибирует ее — причем как в состоянии сна, так и в состоянии бодрствования. В этой работе ученым, однако, удалось объяснить только проявление злости в сновидениях — для поиска коррелятов других эмоциональных ощущений нужны дальнейшие исследования.

Два года назад ученые на эксперименте с крысами показали, что во время формирования воспоминаний в долговременной памяти, который происходит во сне, закрепляется и эмоциональная составляющая — по крайней мере, страх.

Антидепрессивное действие психоделиков отделили от галлюциногенного на молекулярном уровне