Испытанный наяву страх настиг крыс во сне

Закрепление эмоций, связанных с определенными событиями, происходит во время сна, причем в этом процессе участвуют те же нейронные связи, которые были активны во время самого события. К такому выводу пришли американские ученые, которые изучили активацию в области гиппокампа и базолатеральной части миндалины у крыс во время неприятного для них события и сна после. Они выяснили, что активация нейронов, связывающих эти два отдела, происходит как во время опыта, так и во время формирования воспоминаний о нем. Статья опубликована в журнале Nature Neuroscience.

В процессе укрепления воспоминания, связанного с определенными эмоциями, участвуют нейроны, которые связывают два отдела мозга: гиппокамп и базолатеральную часть миндалины. Гиппокамп также участвует в воспроизведении во время сна воспоминаний, полученных во время бодрствования, что также является важной частью процесса укрепления воспоминаний. Механизмы такого укрепления воспоминаний, а также их связь со сном, однако, до сих пор не изучены до конца.

Авторы новой работы провели исследование формирования воспоминаний о страшных событиях и их воспроизводстве во время сна. Ученые провели эксперимент, в ходе которого измерили активность в области гиппокампа и базолатеральной части миндалины у четырех крыс во время бега, сна до и после. Для этого они построили коридор, по которому крыса должна была пробежать, чтобы получить вознаграждение — воду. В одной из частей этого коридора находился специальный механизм, который выпускал в направлении головы крысы струю воздуха в тот момент, когда она пробегала мимо. Активность мозга была измерена при помощи хирургически имплантированных электродов.

Ученые обнаружили, что нейроны, соединяющие гиппокамп и базолатеральную часть миндалины, активируются во время «встречи» с трубкой с воздухом в коридоре, а также во время фазы медленного сна после проведения эксперимента. На основании этого ученые сделали вывод, что во время сна происходит укрепление воспоминаний о неприятных событиях, связанных со страхом. Такая активация также была выше (p < 0,001) при укреплении воспоминаний о страшном событии, чем о беге по лабиринту без встречи с трубкой — это связано с тем, что миндалина связана с негативной реакцией на стимул (страх или отвращение).

Для того, чтобы убедиться, что животные действительно укрепляли воспоминания об испытанном страхе, ученые понаблюдали за их поведением. Через некоторое время после начала эксперимента они начали опасаться места с трубкой: замедлять бег, когда приближались к нему, и затем быстро пробегать мимо.

Ученые отмечают, что нельзя точно сказать, было ли то, что снилось крысам, связано с их опытом в лабиринте: для того, чтобы сделать такие выводы, необходимо повторить подобный эксперимент на людях. Однако, активация во время сна тех же участков, которые были активны во время формирования воспоминания о страхе, указывает на важную роль, которую играет сон в укреплении воспоминаний и связанных с ними эмоций.

Недавно ученые открыли нейронный коррелят извлечения воспоминаний — об этом вы можете прочитать здесь. Также здесь вы можете прочитать о том, как тренировка извлечения воспоминаний защищает память от негативного действия стресса.

Имплантированные в головной мозг человека стволовые клетки облегчили симптомы болезни Паркинсона