Белые акулы боятся косаток и убегают от них, говорится в Scientific Reports. Исследователи выяснили, что если косатки появляются вблизи излюбленных «кормушек» белых акул — лежбищ морских слонов — акулы предпочитают уплыть и могут не появляться в этом месте в течение года. При этом, чтобы вызвать такую реакцию акул косаткам даже необязательно на них нападать, они могут просто проплывать мимо.
Косатки (Orcinus orca) живут стаями и делятся по образу жизни на оседлых (обитают в прибрежных водах), мигрирующих (перемещаются вдоль побережья) и живущих в открытом море (редко появляются у побережья). Мигрирующие косатки питаются морскими млекопитающими: тюленями и китообразными. Но тюленями любят полакомиться и белые акулы (Carcharodon carcharias), поэтому возникает естественная конкуренция. Так происходит на северо-востоке Тихого океана, у прибрежных Фараллоновых островов, острова Ано Нуэво и других мест, где находятся лежбища морских слонов (Mirounga angustirostrous). Белые акулы скапливаются вблизи островов осенью и в начале зимы для охоты на молодых морских слонов, а после этого они мигрируют к Гавайским островам. Обычно белые акулы питаются рыбой, китообразными и другими ластоногими (и не брезгуют падалью), но перед миграцией они предпочитают очень жирное мясо морских слонов.
Американские морские биологи под руководством Сальвадора Йоргенсена (Salvador Jorgensen) из океанариума Монтерей Бэй наблюдали за акулами и косатками в 2006-2013 годах. Они надели акустические метки на 165 акул, которые приплывали к Юго-восточным Фараллоновым островам, острову Ано Нуэво и Томалс пойнт (оконечность полуострова Пойнт Рейес, находящаяся неподалеку от Сан-Франциско). В дополнение к своим наблюдениям ученые использовали данные других исследований. Одно из них, наблюдения за лежбищами морских слонов, продолжалось в 1987–2013 годах. В рамках исследования ученые по два месяца в году, с 1 сентября по 30 ноября следили за лежбищами тюленей на Юго-восточных Фараллоновых островах и за тем, как белые акулы на них охотятся. Другое исследование, в котором фиксировалось появление китообразных у побережья Юго-восточных Фараллоновых островов, велось в 1973–1994 годах. Из него авторы работы брали данные о появлениях косаток вблизи побережья. Также они фиксировали их появления во время наблюдений за белыми акулами и из ежедневных радиосообщений судов. По возможности, исследователи старались зафиксировать, на каком расстоянии от берега появлялись косатки. В результате авторы собрали данные о появлении косаток вблизи побережья в 1987–2013 годах.
Оказалось, что если косатки не подплывали к берегу ближе, чем на три километра, белые акулы охотились на морских слонов, при этом пик активности приходился на период с середины октября до середины ноября. Если же косатки подплывали к берегу ближе, акулы переставали охотиться и уплывали. Всего ученые зафиксировали девять появлений косаток вблизи побережья, «визиты» они продолжались от 1 до 5,5 часа. Так, в ноябре 2009 года три косатки появились у Юго-восточных Фараллоновых островов. В это время здесь находилось 17 белых акул с акустическими метками. Косатки в течение 2,5 часов охотились на тюленей, а потом уплыли. Тем не менее все акулы уплыли от Фараллоновых островов (часть — к близлежащему острову Ано Нуэво). 16 из них не появлялись здесь как минимум до следующего лета, а семнадцатая вернулась через неделю, но быстро уплыла к другому лежбищу морских слонов.
«Как правило мы не задумываемся о том, как страх и неприятие риска могут играть роль в том, как хищники выбирают места для охоты и как это влияет на океанические экосистемы», — объясняет Сальвадор Йоргенсен. «Оказывается, риск очень сильно влияет даже на крупных хищников, таких как белые акулы, так что они охотятся в менее предпочтительных, но более безопасных местах. Я думаю, это показывает, что пищевые цепи не всегда линейны. Так называемые боковые взаимодействия между крупными хищниками на суше хорошо изучены, но их гораздо сложнее зафиксировать в океане. И, поскольку они случаются довольно редко, нам понадобится больше времени, чтобы полностью понять их динамику».
Для людей косатки в дикой природе опасности не представляют, и могут напасть, только если перепутают человека с добычей. Они могут приближаться к людям, по-видимому, из любопытства, как это недавно случилось с новозеландской пловчихой. Во время тренировки ее сопровождала стая косаток, но животные не пытались ее атаковать.
А также новые штаммы кишечной палочки
Гарвардские ученые выяснили, что в кишечной микробиоте путешественников значительно сокращается микробное разнообразие. Как сообщается в журнале The Lancet Microbe, две трети путешественников приобрели новые штаммы кишечной палочки во время поездки, которые филогенетически отличались от их «родных» штаммов. Кроме того, ученые наблюдали широкое распространение генов, устойчивых к антибиотикам.