Космический грузовик Cygnus с летающими роботами на борту отправился к МКС

Компания Northrop Grumman Innovation Systems запустила ракету Antares 230 с грузовым космическим кораблем Cygnus NG-11. Основная миссия корабля заключается в доставке на Международную космическую станцию грузов, в том числе припасов для экипажа и материалов научных экспериментов, а также летающих роботов Astrobee. После трех месяцев на МКС корабль отстыкуется от станции, поднимет свою орбиту и продолжит полет на протяжении еще нескольких месяцев, во время которых он будет выпускать спутники формата CubeSat и проводить другие операции. Трансляция запуска проходила на YouTube-канале NASA.

Cygnus — это американский грузовой космический корабль, разработанный компанией Orbital ATK (в 2018 году она была приобретена Northrop Grumman и преобразована в Northrop Grumman Innovation Systems) в рамках программы Commercial Orbital Transportation Services. Он способен доставлять на МКС грузы массой до трех с половиной тонн. После окончания миссии на МКС Cygnus может принимать столько же грузов, но он неспособен доставлять их на Землю и используется только для утилизации путем сгорания при входе в атмосферу.

Нынешний полет стал 12 для Cygnus с 2013 года, причем успешными были 11 полетов. Дело в том, что во время миссии Cygnus CRS Orb-3 осенью 2014 года ракета Antares 130 взорвалась через несколько секунд после взлета. В результате полета были утеряны сами корабль и ракета, а также был поврежден стартовый комплекс на космодроме Уоллопс. Из-за этого следующий полет грузовика произошел более чем через год в декабре 2015 года.

Ракета Antares 230 с космическим грузовиком Cygnus NG-11 стартовала с космодрома Уоллопс в американском штате Виргиния в 23:46 по московскому времени. На этот раз космический корабль доставит на МКС более 3,4 тонны грузов, из которых 3,1 тонны приходится на герметичный отсек и 239 килограммов на негерметичный, а подробности о еще 100 килограммах груза неизвестны. Помимо продовольствия и других грузов для экипажа корабль содержит в себе материалы для научных экспериментов и некоторые технические обновления для станции. В частности, Cygnus доставит аппарат Bio-Analyzer, предназначенный для проведения биохимических анализов физиологических жидкостей прямо на станции. Кроме того, на орбиту отправилась новая партия мышей для эксперимента Rodent Research, в рамках которого на этот раз будет изучаться влияние невесомости на иммунный ответ на примере конкретного патогена — бактерий столбняка. Кроме того, на станцию прибудут новые контейнеры для выращивания растений в невесомости в рамках проекта PONDS.

Пожалуй, самый необычный груз, который прибудет на станцию на корабле Cygnus — два робота Astrobee. Они представляют собой кубы с длиной ребра 32 сантиметра, способные самостоятельно летать по станции. Для этого в них используется два импеллерных насоса, собирающих воздух в баллон. Сжатый воздух из баллона используется для работы 12 реактивных двигателей на разных сторонах куба. Для ориентирования в пространстве робот использует несколько камер. Еще одна особенность Astrobee заключается в том, что он оборудован выдвижным манипулятором, позволяющим ему захватывать и перемещать объекты или закреплять себя на поверхности станции. Незадолго до разрядки аккумулятора робот может самостоятельно прилететь на станцию зарядки, которую, кстати, уже доставили на МКС во время предыдущего полета Cygnus в конце 2018 года. Стоит отметить, что на МКС уже работали другие летающие роботы, такие как SPHERES, Int-Ball и CIMON.

Кроме грузов для самой станции Cygnus несет в себе множество спутников CubeSat, часть из которых будет запущена с МКС, а часть из грузовика после его отстыковки. Кстати, во время этого полета команда миссии выбрала необычную схему полета, при которой после отстыковки корабль увеличит высоту своей орбиты и проведет на ней несколько месяцев до осени. Это позволит показать возможности самого корабля в качестве герметичной станции для исследований, а также наземной станции, которая осенью будет управлять полетом сразу двух космических грузовых кораблей Cygnus. Кроме того, эта миссия необычна еще и тем, что впервые специалисты показали на практике возможность загрузки материалов и оборудования в корабль за сутки до старта, что может быть полезно для грузов с небольшим сроком хранения.

Недавно в свой первый полет отправился другой американский космический корабль — SpaceX Crew Dragon. Он рассчитан на перевозку семи членов экипажа, правда, во время первого полета аппарат летел к МКС без людей. Первый полет Crew Dragon с экипажем предварительно назначен на июль 2019 года.

Луноход «Прагъян» завершил научную программу