Внешний локус контроля (стремление искать объяснения происходящему с человеком в окружающей среде) оказался связан с пристрастием подростков к алкоголю и табаку. Британские исследователи проанализировали данные о более 4,5 тысяче подростков и выяснили, что более внешний локус контроля в 16 лет связан с потреблением алкоголя и табака в 17 лет и 21 год. Статья опубликована в журнале Royal Society Open Science.
Подростковый возраст — критический период формирования личности. Это касается не только психологических особенностей и социального взаимодействия, но и появления различных привычек, в том числе и вредных и опасных. Некоторые исследования показывают, к примеру, что проявление рискованного поведения в подростковом возрасте (оно включает в себя курение, потребление алкоголя и наркотиков, опасное вождение и самоповреждение) тесно связано с недосыпом.
В новой работе ученые под руководством Гленды Ласси (Glenda Lassi) из Бристольского университета решили проверить, как с риском того, что у подростка появится пристрастие к алкоголю и табаку, связан его локус контроля. В классической психологической теории локусом контроля называют стремление человека искать и находить причины своих успехов и неудач во внутренних факторах (внутренний локус контроля) и внешних (внешний локус контроля).
Ученые предположили, что преобладание внешнего локуса контроля в подростковом возрасте будет в большей степени связано с развитием табачной и алкогольной зависимости в более позднем возрасте. В своей работе они использовали данные, собранные в ходе проекта Avon Longitudinal Study of Parents and Children (ALSPAC), направленного на изучение жизни и здоровья британских детей, родившихся в 1991 и 1992 годах, а также их родителей. Всего ученые проанализировали информацию о 4656 подростках с доступной информацией о локусе контроля: в 16 лет они заполнили специальный стандартизированный опросник (пример можно посмотреть здесь). Потребление табака и алкоголя ученые оценили, когда участникам в выборке испольнилось 17 лет и 21 год.
Анализ данных показал, что внешний локус контроля в 16 лет был связан с курением хотя бы раз в неделю (p < 0,001) и развитием никотиновой зависимости (p < 0,013) в возрасте 17 лет и 21 года. То же самое наблюдалось и при анализе алкогольной зависимости, причем взаимосвязь наблюдалась только в возрасте 17 лет (p < 0,001), но не 21 года (p = 0,684).
Авторы работы пришли к выводу, что те подростки, которые склонны искать причины того, что с ними происходит, во внешнем мире, также проявляют склонность к потреблению табака и алкоголя и развитию зависимости. При этом авторы отмечают, что на такую связь могли повлиять две побочные переменные: наличие внешнего локуса контроля и пристрастие к курению были также положительно связаны с работой родителей и образованием матери. При этом ученые настаивают на том, что полностью эти факторы взаимосвязь не объясняют; кроме того, нельзя точно сказать о том, каково направление этой связи, даже несмотря на измерения относительно времени, так как информация о курении в 16 лет и до учеными не собиралась. При этом авторы настаивают на том, что учет локуса контроля в подростковом возрасте и работа над ним (например, с помощью психологических консультаций) может быть полезным для профилактики алкогольной и табачной зависимостей.
Смещенный локус контроля также наблюдается при возникновении так называемой «фундаментальной ошибки атрибуции» — когнитивного искажения, при котором человек склонен обвинять в своих бедах внешние факторы, а в неудачах других — их самих. Подробнее об этом вы можете прочитать в нашем блоге.
Елизавета Ивтушок
Исследование касалось современного искусства
У людей, которые прочитали информацию о содержании картины, расширяются зрачки, увеличивается электрическая активность кожи (потоотделение), и они подробнее изучают картину по сравнению с теми, кто ничего не читал. Кроме того, после просмотра картины такие люди оценивали ее как более привлекательную. Как считают итальянские ученые, чье исследование опубликовано в журнале PLOS One, такая реакция, во-первых, говорит о лучшем подключении к восприятию картины, а во-вторых, о важности музейных этикеток и информации на них. В последние годы появляется все больше данных о том, что культурный и эстетический опыт, связанный с восприятием произведений художественного искусства, благотворно влияет на состояние здоровья. При этом стало понятно, что важно не только то, с какой конкретно картиной взаимодействует посетитель музея, но и то, как выставляются работы: дизайн выставки, культура обслуживания в музее и текст музейных этикеток. Хотя поясняющая информация с музейных этикеток помогает лучше понять и оценить исследуемую посетителем картину, некоторые музеи осознанно отказываются от них, чтобы процессу эстетического переживания ничего не мешало. Однако такая тактика не работает в музеях современного искусства: человеку с низкой художественной подготовкой легче понимать фигуративную живопись, а не абстрактную, и непонимание заложенного смысла в таких картинах может отбить охоту к посещениям подобных музеев. Мария Микела Дель Вива (Maria Michela Del Viva) из Флорентийского университета исследовала, как на эмоциональном и физиологическом уровне отражается предварительное ознакомление с информацией о картине. Для этого ученые под ее руководством провели эксперимент с 30 здоровыми студентами не творческих факультетов, которые не интересуются искусством (за последний год посещали художественные выставки не более двух раз) и предпочитают фигуративную живопись абстрактной (р < 0,05). Эксперимент заключался в том, что две группы перед просмотром каждой из восьми картин в частном музее современного искусства Roberto Casamonti Collection читали табличку с информацией об авторе, названии, дате написания картины и технике (содержательные таблички). Спустя месяц (второй сеанс) участники повторяли то же действие, однако двадцати участникам экспериментальной группы предлагалось ознакомиться еще и с описанием содержания картины на информационной табличке. Ученые отслеживали диаметр зрачков и движения глаз с помощью носимой гарнитуры, а датчик в виде браслета фиксировал электрическую активность кожи и частоту сердечных сокращений. После просмотра каждой картины участник оценивал по пятибалльной шкале сложность и понятность картины, информативность названия, положительные и отрицательные эмоции, общее восприятие, интерес и любопытство к другим работам того же автора. Также участники сообщали, знакомы ли им эти картины и художники (двое из тридцати участников были знакомы с некоторыми картинами в галерее). Ученые обнаружили, что участники экспериментальной группы тратили больше времени на изучение картины после прочтения информации о содержании картины (р < 0,001), тогда как участники контрольной группы смотрели на картины дольше в первом сеансе (p < 0,001). Опросник, в котором участники по пятибалльной шкале оценивали характеристики переживаемого опыта после просмотра каждой картины, показал, что описательные таблички снижают оценку сложности работы (p < 0,05), повышают понятность содержания картины (p < 0,01), информативность названия (p