При распознавании лица мозг определяет примерный возраст и пол человека еще до того, как идентифицирует его, сообщается в статье, опубликованной в Nature Communications. С помощью эксперимента с использованием магнитоэнцефалографии американским ученым удалось выявить динамику определения отдельных признаков человеческого лица относительно времени. Они также показали, что паттерн активности мозга при взгляде на человека, лицо которого незнакомо, немного отличается.
Внешность человека несет в себе множество различных показателей, которые помогают нам его оценить: по выражению лица, к примеру, мы можем примерно понять, что человек чувствует. Есть также и более тривиальные признаки, которые можно оценить внешне. В первую очередь это касается пола и возраста: в течение жизни мы собираем, храним и используем информацию о том, как выглядит среднестатистические женщина и мужчина, а рост, наличие морщин на лице и цвет волос дают нам примерно оценить и их возраст.
До сих пор, однако, не было ясно, как определение этих показателей распределено во времени. Например, неясно, что человек определяет быстрее: пол или примерный возраст. Ученые под руководством Нэнси Кэнвишер (Nancy Kanwisher) из Массачусетского технологического университета решили изучить этот вопрос подробнее.
В их эксперименте приняли участие 16 добровольцев, которым показывали лица десяти известных (американских) и не очень известных (немецких) знаменитостей разного пола и возраста. Активность мозга участников исследователи измеряли с помощью магнитоэнцефалографии (МЭГ) — метода, который позволяет визуализировать активность мозга с высоким пространственным и временным разрешением.
С помощью анализа сходств ученые выявили активность мозга, которая характера для каждого из рассматриваемых параметров: пола, возраста и личности человека на фотографии. Далее ученые рассмотрели временные рамки, в которые эта информация начинает обрабатываться мозгом. Так, через 60 миллисекунд после предъявления стимула мозг реагирует на возраст, через 72 миллисекунды — на пол, а через 90 уже может идентифицировать лицо. Таким образом, показали ученые, информация о поле и возрасте обрабатывается мозгом раньше всего — получается, еще до того, как человек поймет, кто перед ним. При этом активность, характерная для мозга в процессе того, как он определяет, знает он человек или нет, появлялась позже всего — примерно через 400 миллисекунд. Активность, характерная для определения пола и возраста, была заметна и при обработке незнакомых лиц, но анализа личности при этом не происходило. Из-за этого пол и возраст определялся чуть дольше: при показе незнакомых лиц для них была характерна более длительная активность, хотя ее начало по временным рамкам было схожим.
Следует уточнить, что в этом исследовании за определение личности ученые считали начало анализа всех черт лица вообще и формирования общей картины, в то время как знакомство с лицом определялось активностью, характерной для, к примеру, лица Скарлетт Йохансон.
Ученые, таким образом, показали, что определение пола и возраста — двух биологических показателей — начинается раньше при обработке лиц даже в том случае, когда лицо знакомо. Это означает то, что определение пола и возраста лиц, которые хорошо знакомы, — процесс не нисходящий: то есть пол и возраст не следуют из личности, а скорее находятся отдельно, определяя ее. При этом то, что личность известна человеку, помогает мозгу определять эти факторы, делая процесс намного более быстрым.
Исследователи часто обращаются к вопросам обработки лиц других людей. В декабре, к примеру, американские психологи выяснили, что при повороте лица люди предпочитают смотреть на тот глаз, который оказывается сверху.
Елизавета Ивтушок
Особенно важно это оказалось для детей из семей с низким доходом
Ответственное родительство оказалось статистически связано с успехами детей в естественных науках, технологиях, инженерии и математике (STEM) в старших классах. Особенно заметно эффект от качественного эмоционального и когнитивного развития детей проявился в семьях с низким доходом. Результаты анализа исследования на 1096 детях опубликованы в Developmental Psychology. Одна из проблем образования во многих странах — это отсутствия равного доступа к качественному обучению для всех слоев населения. Психологи и исследователи из сферы образования активно изучают влияние различных факторов на раскрытие способностей детей. Так, прошлые работы связали успехи в учебе с уровнем образования родителей вне зависимости от семейного статуса, а для детей из семей с низким доходом оказалось особенно важно дополнительное образование. Такую подготовку в некоторых странах предоставляет государство, что помогает развить способности детей из бедных семей и иметь больше шансов на поступление и поддержание хорошей успеваемости в школах с качественным образованием. Однако на готовность детей из семей с низким доходом к освоению общей школьной программы, а также популярного кластера дисциплин STEM (наука, технологии, инженерия и математика) могут влиять и другие факторы, такие как обстановка в семье, связь с родителями или качество развития ребенка в раннем детстве. Но на данный момент существующие исследования не охватывают достаточного количества семей с разнообразными характеристиками для того, чтобы можно было сделать четкие выводы. Исследователи из США под руководством Андреса Бустаманте (Andres S. Bustamante) из Калифорнийского университета в Ирвайне решили наконец разобраться в этом вопросе и узнать, насколько качество развития детей в первые пять лет связано с общими успехами в школе и в дисциплинах STEM в старших классах. Для этого авторы решили проанализировать данные лонгитюдного исследования Национального института здоровья детей и развития человеческого потенциала, в котором приняло участие 1096 семей. Исследователи собирали данные в разных временных точках с рождения детей до возраста 15 лет. Помимо оценок детей, данные включали в себя информацию о семейном статусе матери, доходе семьи, национальности, настроении и здоровье ребенка. Из всей выборки 8,23 процента семей жили в бедности или на грани бедности, 18,28 процента имели низкий доход, 21,66 процента — низкий/средний доход, а остальные — средний/высокий доход. К детям, которые как минимум 10 часов в неделю были под присмотром других людей (родственников, в детских садах и так далее), приходили наблюдатели для оценки качества эмоционального и когнитивного развития детей в возрасте 6, 15, 24, 36 и 54 месяцев. Наблюдатель оценивал чувствительность воспитателя к состоянию ребенка (создание комфортной для него атмосферы, реагирование на нужды ребенка) и уровень стимулирования когнитивных способностей (включение в общение с ребенком новых слов, создание для него изменяющихся ситуаций и новых задач, использование качественной обратной связи и тому подобное) по четырехбалльной шкале. В 15 лет дети проходили тесты когнитивных способностей Вудкока-Джонсона, а работники школы предоставляли информацию о дополнительных предметах учеников, их общим оценкам и оценкам по дисциплинам STEM. С помощью регрессионного анализа авторы выявили влияние чувствительности воспитателя к нуждам ребенка в раннем детстве на школьные оценки по дисциплинам STEM в 15 лет (p = 0,01), но не на баллы по тесту. Доход семьи отдельно на этих показателях не отразился (p = 0,02), но совместно со стимулированием когнитивных способностей в раннем детстве также повлиял на оценки в 15 лет. На эту связь влияли успехи в дисциплинах STEM в 3-5 классах. Такие результаты говорят о том, что для детей из семей с низким доходом качество когнитивной стимуляции в большей степени предсказывало успехи в учебе и конкретно в дисциплинах STEM, чем для детей из семей с более высоким доходом. Таким образом, авторы показали, что ответственное родительство, подразумевающее качественное эмоциональное и когнитивное развитие ребенка, связано с уменьшением разрыва в неравенстве между детьми из семей с высоким и низким доходом при поступлении в классы со STEM-образованием и успехами в этих дисциплинах. Ранее мы рассказывали о том, как занятие музыкой в детстве помогает улучшить когнитивные способности, а так же о том, насколько хорошо учителя могут оценивать успехи своих учеников.